Гид компьютерного мира - Информационный портал
  • Главная
  • Instagram
  • Заочное обучение it специальности. Куда пойти учиться будущему IT-специалисту? Данное исследование было проведено в целях оценки востребованности выпускников различных университетов и определения качества образования в российских вузах, осуществляющих под

Заочное обучение it специальности. Куда пойти учиться будущему IT-специалисту? Данное исследование было проведено в целях оценки востребованности выпускников различных университетов и определения качества образования в российских вузах, осуществляющих под

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. Ломоносова) Государственный университет управления (ГУУ) Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ) Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Информационные технологии (ИТ)

В век глобальной компьютеризации общества ни одна организация или фирма не может успешно функционировать, если не имеет хорошо отлаженной информационной системы, основанной на передовых технологиях. Потребность в специалистах, способных с помощью технологий сбора и обработки информации сделать жизнь проще и удобней, например, усовершенствовать или автоматизировать производственные процессы, растет с каждым днем. Сейчас самое подходящее время выбрать в качестве высшего профессионального образования в вузе инновационные специальности в сфере информационных систем и технологий.

Диапазон профессиональной деятельности выпускников вузов в области информационных технологий обширен: от прикладной математики в области программирования до доведения высокотехнологичных программных продуктов до конкретных потребителей. Объектом профессиональной деятельности специалиста по информационным системам и технологиям является их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации программных средств в информационных системах во всех областях жизнедеятельности. Задача специалиста – сформировать такой комплекс программного и аппаратного обеспечения, который позволит компании-нанимателю добиться конкурентного преимущества на рынке.

Специальности и специализации в области информационных технологий (ИТ)

Выбор программ обучения в этой сфере в вузах Москвы достаточно велик: в таблице представлены наиболее часто встречающиеся направления подготовки и специальности.

Номер по классифи-катору ОКСО

Название направления/ специальности

Срок обучения (годы)

Квалификация

Область профессиональной деятельности

«Прикладная математика и информатика»

бакалавр прикладной математики и информатики

Математическое и программное обеспечение высокотехнологичных областей науки, техники и информационных технологий с уклоном на эффективное программирование; построение алгоритмов для решения задач оптимизации

магистр прикладной математики и информатики

математик, системный программист

«Бизнес-информатика»

бакалавр бизнес-информатики

Информационное управление в сфере современного бизнеса; внедрение, анализ и сопровождение корпоративных информационных систем

магистр бизнес-информатики

«Прикладная информатика» (по областям)

бакалавр прикладной информатики

Создание, внедрение и сопровождение профессионально ориентированных информационных систем; оценка эффективности программного обеспечения и баз данных в конкретной области; использование передовых информационных технологий получения и обработки информации

магистр прикладной информатики

«Прикладная информатика» (по областям: в экономике, управлении, менеджменте)

информатик-экономист, управленец, менеджер

«Информатика и вычислительная техника»

бакалавр техники и технологии

Совокупность средств, способов и методов, направленных на создание и применение ЭВМ, систем и сетей, автоматизированных систем обработки информации и управления; обеспечение функционирования всего компьютерного оборудования

магистр техники и технологии

«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»

«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизирован-ных систем»

«Информационные системы»

бакалавр информацион-ных систем

Создание и поддержка современных информационных систем во всех отраслях производства, коммерции, науки и образования; решение широкого круга задач по разработке программного обеспечения систем обработки информации и управления с использованием методов компьютерной графики, сетевых информационных и мультимедийных технологий

магистр информацион-ных систем

«Информационные системы и технологии»

«Информационные технологии в дизайне»

«Информационные технологии в медиаиндустрии»

«Информационные технологии в международном бизнесе»

* Обучение в магистратуре после 4 лет бакалавриата.

Одна из наиболее популярных специальностей в вузах Москвы в области информационных технологий - это «Информационные системы и технологии», поскольку студенты, получающие это образование в вузе, знакомятся и с программированием, и с устройством компьютера, и с управлением данными, а также получают знания в конкретной сфере будущей профессиональной деятельности. Кроме того, эта специальность имеет в вузах Москвы ряд интересных специализаций:

  • «Компьютерная графика и современные методы программирования в среде Интернет»
  • «Информационные технологии в управлении собственностью, в международном бизнесе»
  • «Телекоммуникационные технологии, сети, комплексы»
  • «Безопасность информационных сетей и защита информации»
  • «Информационные сети электронной коммерции»
  • «Корпоративные информационные сети»
  • «Банковские информационные сети»
  • «Менеджмент информационных систем»
  • «Информационные сети в конкретных сферах народного хозяйства: приборостроении, транспорте»

Что изучают

Будущие специалисты по информационным технологиям и системам получают в вузе фундаментальную математическую подготовку, для успешной профессиональной деятельности особенно важны знания в области системного анализа, управления динамическими объектами, проектирование интеллектуальных баз данных. В то же время студенты приобретают знания и навыки современных методов программирования в среде Интернет, в области глобальных систем управления, обеспечения информационной безопасности и т. д.

Поскольку спроектированные и используемые ИТ, как правило, ориентируются на конкретную сферу применения, специалисту понадобятся знания в этой конкретной области народного хозяйства, например, в машиностроении, железнодорожном транспорте, электронной коммерции, рекламе. Отдельные виды профессиональной деятельности выпускника вуза в области информационных технологий потребуют знаний в области экономики, финансов, юриспруденции, менеджмента, маркетинга, управления проектами.

Все компьютерные программы пишутся на английском языке, поэтому будущий специалист по ИТ обязан владеть техническим английским на достаточно высоком уровне.

Стать специалистом в области ИТ можно также получив в вузе одну из приведенных в таблице специальностей; важно, чтобы вы для себя решили, кем хотите стать: специалистом по «мозгам», «железу» или «настройке» готовых продуктов и моделей. Схожий с описанной выше специальностью профиль деятельности обеспечен выпускникам вуза по специальности «Прикладная информатика», которые также призваны использовать передовые информационные технологии в конкретных областях народного хозяйства. В вузах Москвы можно найти интересные программы обучения по специальности «Прикладная информатика» в экономике, управлении, менеджменте, в туризме, медицине и т. д. Если вы заранее знаете, в какой области хотите специализироваться в будущем, выбирайте вуз подходящего профиля, способный обеспечить преподавание в должном объеме комплекса смежных дисциплин.

Где работают специалисты по ИТ и сколько получают

Возможно несколько вариантов развития карьеры выпускников вузов в области информационных технологий: административное, проектно-конструкторское и руководящее.

Административное направление представлено должностями системного администратора, сетевого администратора, администратора баз данных. Все эти администраторы обязаны обеспечивать бесперебойную и безопасную работу компьютеров и их комплексов в сети. Начинающие администраторы получают 25 000 рублей, каждый год работы добавляет к окладу 15 %, дополнительные знания, например, иностранного языка, добавляют еще 10 %. Наличие профессиональных сертификатов, особенно международного уровня, увеличивают зарплату еще на 30 %. Таким образом, оклад в 5 000 долларов – не предел для администратора, к тому же возможны дополнительные заработки за выполнение разовых заказов.

Проектно-конструкторское направление представлено должностями программиста, ведущего программиста, разработчика сетевых приложений, web-программиста и т. д. Средняя зарплата программиста 1 500–2 000 долларов, она зависит от языка программирования, уровня знания английского языка (плюс 20 %), опыта работы. Зачастую программисты, особенно в среде Интернет, занимаются аутсорсингом, т. е. работают на себя; их доходы обычно выше, чем у штатных сотрудников.

Руководящая работа для специалистов по ИС включает позиции менеджера проекта, директора проекта, генерального директора. О формировании заработной платы для должностей этого направления можно узнать в описании специальности «Менеджмент организации».

Выпускники вузов, специалисты по ИС, могут найти работу во всех сферах жизнедеятельности, где используется вычислительная техника:

  • – в академических, научных, учебных институтах;
  • – в вычислительных центрах, опытно-конструкторских бюро;
  • – в информационных центрах, архивах, фондах и библиотеках, органах государственной статистики;
  • – в государственных и правительственных учреждениях, органах государственного и муниципального управления, органах налогообложения, правопорядка и социальной защиты, на таможне;
  • – в органах управления на предприятиях и организациях различной формы собственности;

Быть IT-специалистом сегодня не только почетно, но и выгодно!
Качество образования, получаемого специалистами, имеет прямую связь с уровнем развития и грамотностью применения информационных технологий.

Для получения образования необходим не просто процесс передачи знаний, надо передавать еще умения и навыки, причем делать это систематически. Те, кто передает знания, умения и навыки, должны быть людьми грамотными во всех отношениях.

Система высшего образования является хоть и не единственной, но на данный момент официально доминирующей базовой частью российской системы подготовки молодого поколения высококлассных IT-специалистов. В России с IT работает более 270 ВУЗов. На сегодняшний день IT специалист довольно востребованная профессия. Основным направлением на рынке IT является «Программирование, разработка». Также достаточно популярны направления – «Управление проектами», «Инженеры», «Системная интеграция» и «Поддержка, Helpdesk».

Какие же университеты и институты готовят профессиональных IT-специалистов?

На основании анализа крупнейшей базы данных SuperJob и актуальных рейтингов ВУЗов РФ, в том числе подготавливаемых ежегодно РА Эксперт, был составлен рейтинг среди ВУЗов, которые выпускают более востребованных и высокооплачиваемых IT специалистов¹. По данным сайта можно выделить 33 российских ВУЗа, производящих подготовку IT специалистов:

  • МГУ — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • МИФИ — Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • МФТИ — Московский физико-технический институт (государственный университет)
  • НГУ — Новосибирский государственный университет
  • МГТУ им. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана
  • МИЭМ — Московский государственный институт электроники и математики «МИЭМ» (технический университет)
  • НГТУ — Новосибирский государственный технический университет
  • ННГУ — Нижегородский государственный университет им. Лобачевского (национальный исследовательский университет)
  • СпбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет
  • УрФУ — Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина
  • СГТУ — Саратовский государственный технический университет
  • УГАТУ — Уфимский государственный авиационный технический университет
  • КФУ — Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • МАИ — Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт
  • МИЭТ — Национальный исследовательский университет Московский институт электронной техники
  • НГТУ — Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева
  • МЭИ — Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт
  • ОГУ — Оренбургский государственный университет
  • ПГУ — Пензенский государственный университет
  • ВолгГТУ — Волгоградский государственный технический университет
  • СпбГПУ — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
  • ТулГУ — Тульский государственный университет
  • ИжГТУ — Ижевский государственный технический университет
  • ВлГУ — Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
  • МГТУ МИРЭА — Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики
  • РГРТУ — Рязанский государственный радиотехнический университет
  • КНИТУ им. Туполева — Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева
  • СпбГЭТУ «ЛЭТИ» — Санкт-Петерубургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)
  • ВГТУ — Воронежский государственный технический университет
  • МГУПИ — Московский государственный университет приборостроения и информатики
  • МИИТ — Московский государственный университет путей сообщения
  • СпбГУАП — Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
  • СпбГУ ИТМО — Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий

Данные ВУЗы готовят специалистов по следующим специальностям:

  • Информационные системы.
  • Информационные технологии.
  • Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах.
  • Прикладная математика.
  • Прикладная информатика.
  • Компьютерная безопасность.
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления.
  • Системы автоматизированного проектирования.
  • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
  • Организация и технология защиты информации.
  • Комплексная защита объектов информатизации.
  • Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем.

В таблице представлены данные заработной платы IT-специалистов трудоустроившихся по специальности:

Квалифицированный IT-специалист сейчас – на вес золота.

¹ Портал SuperJob

Ковальчук Татьяна
Рекрутинговая компания AVICONN
Консультант по подбору персонала

На одних только статьях журнала «Хакер» далеко не уедешь. Это я тебе точно говорю. Если хочешь стать настоящим специалистом в области IT, необходимо учиться и обязательно получить фундаментальные знания о предмете. К счастью, сегодня для этого возможностей больше, чем когда-либо. В Сети не только доступно множество учебников бесплатно, но и стремительно развиваются совершенно новые, прогрессивные способы обучения. И особенно это касается нашей – IT’шной - специальности.

Цель данного материала - показать, насколько просто сегодня можно обучаться самостоятельно. Быстро осваивать новые технологии и языки программирования. При этом делать это не в напряг и получать настоящее удовольствие от обучения. Я не претендую на полноту картины, и эта статья, само собой, не является сборником всех проектов, которые могут помочь тебе в самообразовании. Но я постарался собрать некоторые особенно интересные сервисы, которые были интересны лично мне. Уверен, они пригодятся и тебе.

Изучаем английский язык

Я серьезно рискую, начиная этот материал со слов «английский язык». У многих людей с ним сложности, и ирония в том, что чем серьезнее проблема, тем больше люди противятся его изучению, придумывая отговорки и оправдания. Как бы там ни было, могу тебе сказать с полной уверенностью: по-настоящему успешный IT-специалист если и может обойтись без английского языка, то упускает при этом многие интересные возможности. Большинство авторитетных конференций проходит на английском. В самых крупных сообществах специалистов принят английский язык. Известные ученые ведут блоги и пишут статьи на английском языке. На английском языке говорят в Силиконовой долине. И на нем же изъясняются программисты из Индии, которых стало так много, что спрятаться от них у тебя не получится при всем желании:). Короче говоря, изучение языка нужно добавить в свой личный список дел в качестве одного из приоритетных пунктов. Сказать по правде, абсолютное большинство ресурсов, о которых я буду говорить далее, требуют хотя бы минимального знания английского. Причина простая: на русском ничего подобного не делают (уверен, что только пока). Однако для первого проекта из нашего обзора иностранный как раз не нужен - напротив, он направлен на то, чтобы ты быстро прокачал свои знания «ИнЯз’а». И он сделан в России:).

LinguaLeo

Есть простое правило: чтобы лучше и увереннее подтягиваться на турнике, нужно больше и чаще подтягиваться на турнике. Просто интенсивнее заниматься. Так же и с английским: чтобы хорошо понимать на слух английскую речь, не вслушиваясь в каждое слово в попытке разобрать хоть что-то, нужно больше слушать этой самой речи. Можно начать с просмотра какого-нибудь сериала, подключив для уверенности оригинальные субтитры, но... по сравнению с тем, что представляет сервис LinguaLeo, - это прошлый век. В его базе уже собрано огромное количество сериалов, всевозможных фильмов, записей различных семинаров и выступлений (например, тематических минивыступлений с TED.com), лекций из западных университетов (в том числе по иностранному языку) и так далее. Все это разбито на категории по тематике, сложности и рейтингу у пользователей. Но главное заключается в том, как именно сервис позволяет этот контент потреблять. Рядом с видео выводится полная расшифровка речи, поэтому ты всегда можешь прочитать непонятный на слух фрагмент. Встречаешь неизвестное слово? Один клик, - и LinguaLeo тут же показывает перевод и заносит это слово в твой личный словарь, чтобы дальше с помощью самых разных упражнений ты мог запомнить его и начать использовать в нужном контексте. Никаких тебе больше ковыряний с субтитрами и словарей, – ты просто смотришь интересный для себя контент и быстро разбираешься с непонятными местами. Для себя я не вижу лучшего способа, во-первых, пополнять словарный запас, а во-вторых, привыкнуть к английской речи. Чтобы «отрабатывать» те слова, которые просто встречаются в интернете, я давно себе установил специальный аддон для браузера, реализующий интеграцию с сервисом.

Онлайн-универы

Найдется немало людей, которые захотят поспорить о том, необходимо ли ИТ-специалисту высшее образование. Правы те, кто говорит, что фундаментальные знания остро необходимы. Но можно согласиться и с теми, кто утверждает, что всему можно научиться самостоятельно, - было бы желание. Последнее стало еще проще после того как ведущие западные вузы с зашкаливающей стоимостью обучения начали не только выкладывать видео своих лекций (например, в iTunes), но и вообще формировать культуру преподавания университетских предметов онлайн. Хотел бы я сейчас отметить подобные инициативы со стороны российских вузов, но здесь сказать пока нечего.

Учебные курсы от Стэнфорда

Университет Стэнфорда, расположенный в Калифорнии, известен по всему миру. Фактически это кузница кадров для технологических компаний Силиконовой долины, многие из которых расположены в Пало Альто - в том же городе, что и сам университет. Попасть в Стэнфорд - мечта для многих молодых людей, которые жаждут сделать карьеру в области ИТ. Чем больше читаешь про Стэнфорд, тем больше радуешься тому факту, что осенью университет запустил проект бесплатных онлайн-курсов. Изначально всем желающим предлагалось пройти три курса: «Машинное обучение» (ml-class.org), «Искусственный интеллект» (ai-class.com), «Введение в базы данных» (db-class.org). Каждый из курсов состоит из лекций, проверочных работ и финального экзамена. В случае успешного завершения обучения студент получает сертификат в виде PDF-файла, заверенного цифровой подписью преподавателя. Эксперимент оказался успешным, и в начале года Стэнфорд анонсировал сразу дюжину новых курсов, в том числе:

  • Информационная безопасность (security-class.org);
  • Проектирование и анализ алгоритмов (security-class.org);
  • Теория игр (cs101-class.org);
  • Информатика (cs101-class.org);
  • Криптография (cs101-class.org).

Помимо непосредственно ИТ’шных предметов, есть пара курсов по предпринимательству (в области высоких технологий). Я пока успел послушать курс по машинному обучению и получил огромное удовольствие. Курс построен таким образом, чтобы быть понятным практически каждому, хотя, безусловно, знания в области дискретной математики и математического анализа будут здесь очень полезны. Надо сказать, что видео любого из курсов сопровождается субтитрами на случай, если что-то сложно разобрать на слух. Как правило, язык очень простой, поэтому все понятно даже со средним уровнем английского.

MITx от Массачусетского технологического института

Ты наверняка слышал и о MIT - не менее известном западном вузе. Тот тоже пошел по стопам Стэнфорда и в начале года анонсировал разработку MITx - технологической платформы для онлайн-образования. И вот уже в феврале появилась информация о первом курсе, который будет проходить с помощью этой системы – «6.002x: Схемотехника и электроника». Обучение начнется весной и потребует примерно десять часов в неделю. Предмет непростой, поэтому допускаются только студенты, обладающие необходимыми знаниями по электричеству, магнетизму и дифференциальному исчислению. Среди трех преподавателей - профессор Джеральд Сассмен, который создал язык Scheme и является автором одного из самых лучших учебников по программированию - «Structure and Interpretation of Computer Programs». В скором будущем обещается появление и других предметов. Уверен, что подобное по зубам и российским учебным заведениям, которые просто обязаны не отставать.

Попробовать технологию!

Интерактивные обучалки, позволяющие быстро прочувствовать новую технологию, появляются, как грибы после дождя. Ниже я привожу еще несколько подобных проектов, которые не вошли в сегодняшний обзор, но будут очень полезны, если ты хочешь, к примеру, познакомиться с набирающими оборот функциональными языками программирования или новомодными NoSQL базами данных.

JavaScript

Впрочем, курсы английского - хоть и нужный, но все-таки шаг в сторону. Главное, о чем я хочу сегодня рассказать - это сервисы, позволяющие изучить вполне конкретный язык программирования. Тут очень заметна закономерность: чем активнее язык развивается и набирает популярность, тем больше появляется инструментов для его изучения. Для примера я взял несколько особенно модных языков программирования: Python, Ruby (плюс Ruby on Rails) и, конечно же, JavaScript (HTML5). С последнего и начнем. Ни одно современное веб-приложение не обходится сегодня без ударной дозы кода на JS, на котором полностью реализовано взаимодействие с пользователем. Особенные гики умудряются имплементировать на JavaScript совершенно невозможные вещи: взять хотя бы проект виртуальной машины, на которой вполне себе успешно запускается Linux (bellard.org/jslinux). Но этот случай мы рассматривать не будем:).

Codecademy

Простой вопрос: какой самый проверенный способ выучить новый язык программирования? Взять умную книгу и начать ее читать. Этот подход никогда не устареет. Так было двадцать лет назад, так есть и сейчас. Однако сложно представить, что к 21 веку не придумали более прогрессивных методов обучения, тем более - обучения программированию. Codecademy - это стартап, позиционирующий себя как школу разработчика. За семьдесят два часа после открытия он собрал более двухсот тысяч (вдумайся в цифру!) начинающих программистов, предложив им пройти интерактивный курс JavaScript.

Секрет успеха в изящности процесса обучения. С помощью специального интерфейса студентам сразу же начинают рассказывать о базовых особенностях языка и его синтаксиса, и, что важнее всего, предлагают сразу проверить знания в действии, набрав код в специальной консоли. Все это происходит в браузере, без необходимости устанавливать что-либо на своем компьютере. Шаг за шагом можно быстро разобраться, что к чему, и понять все базовые принципы JavaScript. Чтобы еще больше стимулировать студентов к обучению, по мере прохождения курса им выдаются награды.

Проект быстро получил финансирование и очень скоро обещает значительное пополнение учебных курсов. Уже сейчас доступна система для создания своих курсов на готовой платформе Codecademy.

Выучить jQuery за тридцать дней

Неотделимой частью JavaScript постепенно стала библиотека jQuery, упрощающая работу с HTML-документом, обработку событий, создание анимации и реализацию AJAX. Фактически jQuery во многом изменил подход к программированию на JavaScript. Разобраться с библиотекой в принципе несложно. Но чтобы сделать это еще более безболезненно, портал Nettuts+, известный своими качественными обучающими статьями, разработал специальный курс. Курс разбит на тридцать уроков-скринкастов по пятнадцать минут каждый, что позволяет день за днем постепенно брать библиотеку на вооружение. Как ни крути, а пятнадцать минут можно найти всегда. Да и формат обучения очень приятный: лично для меня нет ничего более понятного, чем непосредственная демонстрация кодинга с комментариями по ходу дела. Для тех, кто только начинает изучать JS, есть и видеокурс этого же автора (bit.ly/AqK4s0).

Первый полет на jQuery

Если спросить, кто снимает скринкасты эталонного качества, то среди победителей совершенно точно будет онлайн-школа программирования c<>de school. Это очень профессиональный проект, предлагающий как платные, так и бесплатные курсы для специалистов различного уровня. Курс «jQuery Air: First Flight» долгое время был платным, но с недавнего времени открыт всем желающим. Он состоит из пяти уровней, каждый из которых включает в себя обучающий скринкаст и интерактивные упражнения по программированию, реализованные прямо в браузере. За прохождение заданий начисляются очки (например, 350 за решенную задачку). Если где-то возникла трудность, можно попросить подсказку, но в этом случае не избежать штрафных баллов. На первом уровне предлагается пройти азы JavaScript, на втором - селекторы, на третьем - CSS-атрибуты, на четвертом - манипулирование с HTML-элементами и DOM, на пятом - работа с событиями. Чтобы пройти курс, необходимо выполнить пятьдесят пять простых и не очень упражнений.

Ruby и Ruby on Rails

Если ты читал в прошлом номере интервью с Аленой Владимирской, которая по праву считается ведущим хедхантером Рунета, то уже знаешь, насколько востребованными сейчас являются программисты на Ruby on Rails. За грамотными специалистами, готовыми быстро поднимать растущие веб-проекты, гоняются все. И чем больше растет спрос, тем больше становятся зарплаты. Если у тебя есть опыт программирования, и ты хочешь переквалифицироваться на более востребованное направление, то Ruby в связке с Ruby on Rails - совершенно точно очень неплохой вариант. И выучить его сейчас можно довольно быстро. Впрочем, знание языка пригодится, даже если ты не собираешься работать профессиональным разработчиком. Ruby популярен и среди экспертов по информационной безопасности: к примеру, известный фреймворк для хакера Metasploit (и в том числе все его модули) написаны именно на Ruby.

rubymonk

Проект представляет собой интерактивную книгу, состоящую из пятидесяти упражнений, позволяющих быстро пройтись по основам Ruby. Тебе говорят: «Массив из элементов создается так – попробуй». И ты пробуешь. Далее объясняется что-то еще, - ты опять же сразу проверяешь это в действии. Как только знаний становится достаточно, тебе предлагаются более сложные упражнения. Совершенно улетно реализована проверка выполненных заданий (код решения, естественно, надо набирать прямо в браузере, а редактор даже поддерживает подсветку синтаксиса). Для каждого упражнения заданы контрольные точки, по которым проверяется правильность решения. Таким образом, в любой момент можно понять, что именно не нравится интерактивной системе, какой результат должен быть на выходе, и где в твоем решении спряталась ошибка.

try ruby

Если у тебя был мало-мальский опыт программирования, то эта интерактивная обучалка буквально за пятнадцать минут позволит тебе пройтись по базовым понятиям языка Ruby и понять, что к чему. Впрочем, даже если ты вообще никогда не имел дело с программированием, try ruby будет тебе по зубам. Правда, в этом случае обучение, вероятно, займет чуть больше времени. Всего нужно пройти восемь уроков и справиться с более чем пятьюдесятью заданиями. Проект стал еще лучше после того, как его взяла под свое крыло уже упомянутая выше школа c<>de school. Теперь это практически идеальный репетитор.

The Intro to Rails Screencast I Wish I Had

Как уже было отмечено, язык Ruby четко ассоциируется с популярнейшим фреймворком для построения веб-приложений Ruby On Rails. Последний помог взлететь не одному стартапу из Силиконовой долины, в том числе и Twitter’у. Джеффри Вэй - главный редактор сервиса tutsplus.com - записал убойный скринкаст с говорящим названием «Скринкаст для чайников в Rails, с которого я хотел бы начать сам». В 40-минутном ролике в самой доходчивой форме рассказывается, как использовать Rails. После этого слова «Models», «TDD», «ActiveRecord», «RSpec», «Capybara», «Partials» уже не будут пугать. Это не единственный скринкаст для начинающих: немало видеоуроков для программистов самого разного уровня можно найти на другом профильном проекте - railscasts.com.

Rails for Zombies

После того (и только после того!) как у тебя будут необходимые знания Rails и некоторый опыт в создании веб-приложений, обязательно нужно пройти бесплатный курс «Рельсы для зомби» от все той же школы c<>de school. Записанные на неизменно высоком уровне уроки, приправленные здоровой дозой юмора, сопровождаются упражнениями, составленными из ситуаций, с которыми каждый день встречаются программисты на «рельсах». Если этого курса тебе окажется мало, то у авторов есть продолжение «Rails for Zombies 2», но его можно пройти уже только за денежку.

Python

Python - один из популярнейших языков программирования среди специалистов по информационной безопасности. Огромное количество подключаемых библиотек позволяет быстро писать сложные сценарии и вспомогательные приложения. Многие профи вообще считают Python идеальным инструментом для максимально быстрого прототипирования сложных информационных систем. Впрочем, прототипом дело часто не ограничивается: найдется немало проектов, код которых написан на Python, и которые выдерживают огромные нагрузки. Изучить этот язык можно даже просто для себя: у меня десятки раз бывала ситуация, когда нужно было что-то оптимизировать, и каждый раз знания языка оказывались очень полезны.

Более того, Python часто встраивают во многие серьезные приложения в качестве скриптового языка, чтобы иметь богатые возможности для создания сценариев.

Попробуй Python!

Лучший способ быстрого старта - попробовать онлайн-обучалку Python. По интерактивности сервис сильно проигрывает аналогичным проектам для JS и Ruby, но, тем не менее, позволяет пройти базовый курс обучения прямо в браузере. На компьютер не надо даже устанавливать интерпретатор. Это очень удобно: любой приведенный пример можно тут же попробовать в действии. Однако на этом интерактивность заканчивается: Try Python никак не проверяет твой код, не следит за правильностью действий и не предлагает задачки для проверки знаний. Весь курс состоит из семи частей (пять по Python и две по IronPython). Забавно, что сам сервис написан на Silverlight’е.

Онлайн-репетитор Python

Забавный сервис был разработан в рамках курса по программированию в известной американской кузнице программистов Массачусетского технологического института. Его идея заключается в том, чтобы визуализировать выполнения сценариев, написанных на Python, позволяя пошагово выполнять их (вперед-назад) и на каждом шаге просматривать значения разных структур данных (переменных, объектов в куче, фреймов стэка). Это может быть произвольный код, набранный прямо в браузере, или один из нескольких заранее заготовленных сниппетов, взятых из учебной программы Python в MIT. Забавно, что здесь есть несколько задачек, которые предлагают соискателям на должность программистов. С решениями. Сервис можно было бы назвать онлайн-отладчиком, однако для выполнения сложных сценариев использовать его уже нельзя из-за отсутствия возможности подключения модулей, выполнения I/O-операций и так далее.

Уроки Python от Google

Google давно славится тем, что активно использует у себя Python. В компании есть даже специальный курс, предназначенный для людей, у которых пока мало опыта в программировании (естественно, они не работают на должности разработчиков). Теперь этот курс полностью открыт и бесплатен. Он включает в себя пошаговые мануалы, видео лекций, а также много упражнений для тренировки и закрепления материалов. Первые занятия касаются базовых понятий в Python (вроде строк и списков), далее - последовательно освещается разработка полноценных приложений, работающих с файлами, процессами и HTTP-соединениями. Надо сказать, что в Google этот курс проходит по интенсивному сценарию и умещается в два дня.

Покажи эту статью друзьям.

» представила рейтинг российских университетов, которые готовят специалистов для софтверной отрасли. Впервые рейтинг был составлен в 2014 году на основе опроса российских разработчиков программного обеспечения за 4 года (с 2011-го по 2014-й).

Вузы ранжируются по количеству упоминаний софтверными компаниями конкретных университетов в качестве источников пополнения своего штата новыми кадрами. При проведении опроса в рамках ежегодного исследования «Руссофт» респонденты отвечали на вопрос о вузах, выпускники которых пользуются наибольшим спросом среди ИТ-предприятий региона. Поскольку крупные компании имеют центры разработки в различных городах, то они назвали университеты не только того города, в котором расположен головной офис (как правило, это Москва или Петербург), но и вузы других городов.

По методологии рейтинга, одна компания может принять участие в рейтинге только одним голосом, независимо от своего штата сотрудников. Давать больше голосов крупным компаниям не имеет смысла, потому что в этом случае на вершине рейтинга будут находиться только вузы Москвы, где сосредоточены крупнейшие компании России . Затем будут следовать университеты Санкт-Петербурга и так далее в зависимости от того, насколько крупный город представлен в опросе и сколько от него участвовало компаний. Полученный такими образом рейтинг будет еще менее отражать реальное положение дел. Применение методики одного голоса от одной компании также не является идеальным, но все же позволяет считать имеющееся ранжирование вполне объективным, хотя и с некоторыми оговорками.

Еще большая уверенность в объективности появляется, если сравнивать вузы одного города, если он представлен в опросе не менее чем 10-ю компаниями. К таким городам относятся Москва , Петербург, Новосибирск , Томск и Челябинск .

Поскольку исследование ежегодно охватывало более 130 компаний (в 2017 г. - 152), а каждый год состав участников менялся на 70-80%, итоговый рейтинг за 4 года отражает мнение более 300 работодателей, представляющих софтверную отрасль России.

Всего в качестве лучших за 7 последних лет упомянуто 119 вузов России, но большинство из них имеет не более одного голоса. При наличии у вуза двух голосов за несколько лет также сложно делать какие-то выводы о качестве подготовки студентов конкретного университета, но мы все же решили в новой версии рейтинга учитывать вузы, получившие хотя бы 2 оценки от работодателей. Это сделано для того, чтобы вузы, не относящиеся к ведущим, были на виду и имели стимул для продвижения наверх. В результате, полный рейтинг-2017 состоит из 51 университета, а не из 19, как в предыдущей его версии.

Место в 2017 году Место в 2014 году Название вуза Количество упоминаний в 2014-2017 годах Лига
1 2 Московский государственный технический университет им.Баумана 72 Лига A
2 1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) 69
3 5 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 66
4 4 Московский государственный университет 64
5 3 Санкт-Петербургский государственный университет 63
6 6 Московский физико-технический институт 41 Лига B
7 7 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет 37
8 8-9 Новосибирский государственный университет 31
9 8-9 Московский инженерно-физический институт 27
10 10 Новосибирский государственный технический университет 22
11 11 Южный федеральный университет 20
12 >19 Томский политехнический университет 15 Лига C
13 12 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения 14
14 >19 Томский государственный университет 14
15-16 15-19 Ижевский государственный технический университет 12
15-16 >19 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 12
17 >19 Пензенский государственный университет 9 Лига D
18-20 13-14 Воронежский государственный университет 7
18-20 >19 Южно-Уральский государственный университет 7
18-20 >19 Челябинский государственный университет 7
21-24 15-19 Национальный исследовательский технологический университет (Московский институт стали и сплавов) 6
21-24 15-19 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина 6
21-24 15-19 Белгородский государственный университет 6
21-24 >19 Ульяновский государственный технический университет 6
25-27 13-14 Омский государственный технический университет 5
25-27 >19 Донской государственный технический университет 5
25-27 >19 Высшая школа экономики 5
28-33 15-19 Московский государственный институт международных отношений 4 Лига Е
28-33 >19 Самарский государственный аэрокосмический университет (Куйбышевский авиационный институт) 4
28-33 >19 Казанский (Приволжский) Федеральный Университет 4
28-33 >19 Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) 4
28-33 >19 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) 4
28-33 >19 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича 4
34-41 >19 Удмуртский государственный университет 3
34-41 >19 Московский Государственный Строительный Университет 3
34-41 >19 Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева 3
34-41 >19 Московский энергетический институт 3
34-41 >19 Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола) 3
34-41 >19 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского 3
34-41 >19 Рязанский государственный радиотехнический университет 3
34-41 >19 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова 3
42-51 >19 Ульяновский государственный университет 2
42-51 >19 Алтайский государственный технический университет 2
42-51 >19 Балтийский государственный технический университет «Военмех» 2
42-51 >19 Владимирский Государственный Университет 2
42-51 >19 Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения 2
42-51 >19 Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского 2
42-51 >19 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2
42-51 >19 Вятский государственный университет 2
42-51 >19 Вологодский государственный университет 2

Лидеры и значимые перестановки

На самой вершине рейтинга произошла рокировка: со второго места на первое поднялся Московский государственный технический университет им.Баумана, сместив на позицию ниже Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Однако разница между ними незначительная и находится в пределах погрешности.

Существенный отрыв имеется только между университетами, занимающими соответственно 5-е и 6-е места. Поэтому можно вполне уверенно говорить о пятерке ведущих вузов, которые находятся примерно на одном уровне (в предыдущей версии рейтинга таким образом можно было выделить первые 7 университетов).

В первой пятерке можно отметить переход с 5-го на 3-е место Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, что вряд ли является случайным. Этот вуз демонстрирует свое развитие по различным направлениям, что должно сказаться и на качестве подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей.

С 6-го по 11-е место университеты расположились парами, если судить по близости показателя частоты упоминания работодателями. По сравнению с предыдущей версией рейтинга все они сохранили свои позиции.

Стоит отметить появление во второй двадцатке трех университетов Томска (у них незначительное отличие количества упоминаний, а потому их можно отнести к одной категории), Пензенского и Челябинского государственных университетов, а также Южно-Уральского государственного университета (Челябинск). Такой подъем связан с более активным участием в опросе 2017 г. компаний Томска, Челябинска и Пензы. Если бы они также были активны в предыдущие три года, то их позиции могли бы быть еще выше. Можно сказать, что университеты этих городов теперь заняли примерно те места, которые они заслуживают, потому что в Томске и Челябинске функционирует не менее 100 софтверных компаний (в Пензе их чуть поменьше - 30-40).

Известно, что в Татарстане также много компаний разработчиков программного обеспечения. Однако нам пока не удалось в полной мере охватить компании этой республики своим ежегодным опросом, хотя были попытки подключить к исследованию местные институты развития. Из-за невысокого представительства компаний республики самые высокие позиции в рейтинге (28-33 место) из вузов Казани занимает Казанский (Приволжский) Федеральный Университет. Скорее всего, позиции вузов столицы Татарстана должен быть выше.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах сосредоточено не так много софтверных компаний, что не позволяет местным университетам набрать достаточное количество рейтинговых баллов. Тем не менее, качество образования в них находится на достаточно высоком уровне.

Также, некоторые вузы могут готовить высококлассных специалистов, но значительно уступать конкурентам по количеству выпускников, идущих работать в софтверные компании региона, поскольку их выпускники идут в другие отрасли российской экономики. Известно, что из всех работающих программистов на софтверные компании приходится 25-30%, а остальные работают в других ИТ-компаниях или в ИТ-департаментах различных предприятий, организаций и государственных структур. Таким образом, востребованность софтверными компаниями выпускников того или иного вуза не всегда на 100% отражает качество их подготовки, хотя наличие в каком-то городе массы грамотных специалистов с хорошим университетским образованием предусматривает то, что в этом городе должны быть и успешные софтверные компании.

2014: Данные Руссофт

В рамках собственного ежегодного исследования Ассоциация производителей программного обеспечение НП «РУССОФТ » составила в ноябре 2014 года рейтинг российских университетов, определив уровень успешности подготовки ими ИТ-специалистов.

Ранжирование осуществлялось по количеству упоминаний софтверными компаниями конкретных университетов в качестве источников пополнения штата новыми кадрами в течение последних 4 лет.

При проведении опроса респондентов просили перечислить вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом среди ИТ-предприятий того региона, в котором находятся опрошенные компании.

Поскольку исследование ежегодно охватывало не менее 130 компаний, а каждый год состав участников менялся на 70-80%, итоговый рейтинг отражает мнение более 300 работодателей, представляющих софтверную отрасль России.

Всего в качестве лучших упомянуто за 4 года более 100 вузов России, но большинство из них имеет не более одного голоса.

Поскольку разработчики программного обеспечения сосредоточены в Москве и Петербурге, то в TOP-10 попало по 4 университета из этих двух крупнейших российских городов. Еще два вуза в первой десятке представляют Новосибирск.

Лучшим университетом, по версии Ассоциации «РУССОФТ», стал Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Однако его отрыв от занимающих второе и третье место Московского государственного технического университета им.Баумана (МГТУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) не очень большой.

TOP-10 российских университетов по результатам опроса софтверных компаний за 4 последних года, количество упоминаний.

  1. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий , механики и оптики 82
  2. Московский государственный технический университет им.Баумана 77
  3. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 56
  4. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет 47
  5. Новосибирский государственный технический университет 19

Первое место НИУ ИТМО закономерно, поскольку в некоторых других рейтингах он находится на той же позиции не только в России, но и в мире.

Глобальное лидерство этот университет сохраняет последние 15 лет по результатам выступления его команд в студенческом чемпионате мира по программированию. Это единственный вуз, который является пятикратным абсолютным чемпионом самых престижных соревнований программистов.

Кроме того, один из участников опроса, пермская компания «ПРОГНОЗ», ранжировала университеты по показателю соотношения средней заработной платы по ИТ-отрасли в регионе и стоимости обучения в вузе. По этому показателю НИУ ИТМО также оказался на первом месте.

Наконец, Санкт-Петербургский университет ИТМО находится среди лидеров в России еще по одному показателю - доле выпускников, которые устроились на работу по полученной в вузе специальности (76%). В подавляющем большинстве вузов, которые готовят специалистов в области разработки ПО, эта доля намного меньше - в районе 50%.

В некоторых регионах сосредоточено не так много софтверных компаний, что не позволяет местным университетам набрать достаточное количество рейтинговых баллов. Тем не менее, качество образования в них может быть на достаточно высоком уровне.

Также, некоторые вузы могут готовить высококлассных специалистов, но значительно уступать конкурентам по количеству выпускников, идущих работать в ИТ-компании.

Таким образом, востребованность выпускников того или иного вуза не всегда на 100% отражает качество их подготовки.

Исследование «РУССОФТ» показало, что в 2013 году значимость работы университетов для опрошенных компаний еще более возросла.

Во-первых, до 54% увеличилась доля компаний, сотрудничающих с вузами в рамках различных совместных программ. Ранее, за предыдущие 4 года, данный показатель уменьшился с 58% до 47% (снижение началось после мирового финансового кризиса).

Во-вторых, доля выпускников университетов в общем количестве принимаемых на работу выросла в 2013 г. с 4,6% до 8,4%. Исследование рекрутингового портала Superjob.ru выявило аналогичные тенденции для всей российской экономики: работодатели с каждым годом охотнее принимают на работу молодых людей, которые только что окончили вуз.

2013: Планы создания Центров прорывных ИТ-исследований в России

Инициатива властей

В мае 2013 г. в ходе расширенной коллегии Минкомсвязи глава ведомства Николай Никифоров сообщил о том, что на базе существующих российских вузов и НИИ планируется создать до 50 центров прорывных исследований в области информационных технологий.

Объем необходимого финансирования центров власти оценили до 4 млрд руб. на пять лет, а осуществлять его было предложено путем выделения отдельного блока по направлению ИТ в федеральной целевой программе «Кадры», рассчитанной на 2014-2020 гг.

В век информационных технологий важнейшим направлением борьбы с мошенничеством и конкурентами стала защита информации. Непрекосновенность финансовых потоков, секретность разработок и стратегических решений - одно из непременных условий стабильности и процветания бизнеса. Поэтому специалистам по компьютерной безопасности безработица не грозит. А вузы, готовящие их, не испытывают проблем с набором первокурсников.

В современной действительности наиболее ценными являются нематериальные активы - интеллектуальная собственность и информация. Именно они чаще всего становятся объектом охоты для недобросовестных конкурентов, мошенников и авантюристов всех мастей. Современные технологии позволяют передавать информацию десятками способов. Exchange, Skype и другие подобные виртуальные сервисы - не только удобные, но и безусловно уязвимые каналы. Последние лет двадцать во всем мире идет бесконечная борьба между теми, кто стремится всеми правдами и неправдами сохранить конфиденциальность хранимых и передаваемых данных, и теми, кто не прочь воспользоваться «дырами» в системах электронной безопасности. С переходом на виртуальные платежи между банками, клиентами и даже частными лицами, с широким внедрением систем электронных билетов финансовые мошенничества получили мощный толчок к развитию и вышли на качественно новый уровень развития. И услуги по защите банковской информации и персональных данных (в том числе, логинов и паролей доступа к своим счетам частных лиц) стали востребованы как никогда прежде.

Недавний пример: один из сотовых операторов объявил о «запуске» новой услуги. С помощью пластиковых карт международных платежных систем, зарегистрированных на определенный телефонный номер, всем желающим предложили делать платежи на любые счета. В результате хорошая идея обернулась катастрофой: электронные прохиндеи научились получать доступ к номерам абонентов и, соответственно, к их банковским счетам.

Сегодня информационная безопасность становится одним из приоритетных направлений развития и сохранения бизнеса. Многие компании из различных секторов экономики создают собственные службы электронной безопасности или, как минимум, обращаются к услугам специализированных фирм. Но пока, по данным ежегодного международного исследования в области информационной безопасности «Эрнст энд Янг», программа управления IT-рисками, способная предотвратить угрозы, связанные с использованием новых технологий, внедрена менее чем в трети международных компаний.

Согласно этому исследованию, половина респондентов-руководителей компаний в ближайшем времени планируют повысить затраты на обеспечение предотвращения утечки данных. В связи с этим, они вносят изменения в информационную политику, внедряют шифровальные технологии, усиливают контроль над идентификацией пользователей.

Поэтому спрос на специалистов по информационной защите по-прежнему превышает предложение.

Первая ступенька к перспективной работе - высшее образование по специальностям «Защита информации» (РГГУ, МГЛУ, МГУПС), «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» (МГТУ, МЭСИ, МИФИ, МГУПИ), «Комплексная защита объектов информатизации» (МИЭТ, МАИ, МИФИ, МЭИ), «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» (МТУСИ, МИРЭА, МАТИ).

Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ

Старейшее учебное заведение этого направления, основано в 1949 г. во времена «холодной войны». Начинал свою работу как закрытое отделение мехмата МГУ - и этим многое сказано. В защите информации и программировании могут работать, в основном, люди с выдающимися математическими способностями. Желающие могут посмотреть, например, фильм «Хакер» с молодой Анджелиной Джоли, где рассказывается реальная история юного гения, взломавшего компьютерные коды Нью-Йоркской фондовой биржи (через которую проходят многомиллиардные финансовые потоки) и попавшего за это под домашний арест на 7 лет.

В прежние времена в Институте криптографии Академии ФСБ готовили разработчиков шифров и шифровальной аппаратуры, сейчас - программистов. Сотрудники российских софтверных компаний констатируют, что штат корпораций Microsoft, Oracle, Google чуть ли не на треть состоит из российских программистов-специалистов по защите информации. Сейчас многие выпускники Академии ФСБ пополняют ряды ФАПСИ (Федерального агентства правительственной связи и информации), другие работают, например, в Главном разведывательном управлении РФ.

Именно на базе ИКСИ создано Учебно-методическое объединение по всем основным направлениям, так или иначе связанным с защитой информации. В институте готовят специалистов по шести специальностям: криптографии, прикладной математике и информатике, информационной безопасности телекоммуникационных систем, радиоэлектронным системам, компьютерной безопасности, вычислительным машинам, комплексам, системам и сетям.

Так как вуз относится к силовому ведомству, наряду со специальными предметами, все студенты проходят военную подготовку. Определенные «особенности» есть и при поступлении: необходимо с октября года перед поступлением начать проходить медицинское и психологическое обследование, предоставить рекомендацию-характеристику знакомого офицера ФСБ. Эта мера «отсекает» определенное количество абитуриентов, но конкурс все равно довольно высок: не менее 3-4 человек на место. Проходной балл по ЕГЭ не раскрывается.

Облегчить поступление может победа в олимпиаде по криптографии Академии ФСБ или в олимпиаде по математике, физике. Для абитуриентов работает заочная физико-математическая школа.

МГТУ им. Баумана

Ведущий технический вуз страны готовит инженеров по специальности «Компьютерная безопасность» на факультете Информатики и систем управления. Это один из самых престижных факультетов МГТУ, проходной балл здесь - не меньше 260 по трем ЕГЭ (русский, математика, физика).

Поэтому все другие факультеты МГТУ стараются открыть у себя направления, близкие к ИТ, чтобы привлечь абитуриентов. В первую очередь этот факультет занимается созданием приборов навигации, ориентации, стабилизации для вооружения, роботов, спутников и т.д. Поэтому студенты глубоко изучают системы автоматизированного управления, компьютерные сети и способы защиты сигналов, передаваемых удаленным объектам, от перехвата противником. Специализация по кафедрам (лишь две из десяти на факультете напрямую связаны с криптографией и защитой информации) происходит после второго курса. Один из реальных вариантов поступления на факультет ИУ - участие в олимпиаде «Шаг в будущее»: здесь школьники в течение года готовят проект под руководством преподавателей из МГТУ. В итоге около 45% участников олимпиады получают различные льготы при поступлении.

Уже в стенах факультета многие студенты получают «распределение» в военные проектные и научные институты. Последние три года обучения тут, как и в МФТИ, люди как минимум, один день в неделю проводят, работая и практикуясь в профильном НИИ. Там же лучших и оставляют работать, хотя зарплаты, к сожалению, несопоставимы с банковскими: скажем, в банке специалист по информбезопасности через 4-5 лет работы запросто может получать 140-150 тыс руб в месяц, что в госструктуре большая редкость.

«Бауманка» - это не только учебное заведение, но и научно-исследовательский центр. Здесь разрабатывают ИТ-системы для космической отрасли, атомной энергетики, машиностроения и других отраслей. Активно ведутся разработки электронных приборов и систем. У вуза есть несколько подшефных лицеев и школ (Лицей № 1580 на м. «Чертановская», Лицей № 1501 на м. «Менделеевская», МОУ «Лицей» г. Реутова, школа № 315 на м. «Сокольники» и др.), многие студенты ИУ приходят именно оттуда.

Личный опыт

Алена Зайцева, выпускница МГТУ им. Баумана:

Когда я поступала в вуз, на факультет Информатики и систем управления был самый высокий проходной балл. Мы пришли на ИУ группой: учились в лицее при Бауманке, хорошо знали требования вуза, поэтому сумели попасть на самый престижный факультет.
В вузе огромное внимание уделялось программированию, даже на непрофильных факультетах. В больших объемах занимались математическим моделированием, построением систем. Многое из того, что сейчас стало привычным, тогда создавалась буквально на наших глазах, и при нашем непосредственном участии. Учились очень напряженно и не только в сессию: система МГТУ предполагает обязательную внеучебную научную работу. В нашем случае, под руководством преподавателей создавали и тестировали системы безопасности. Интересный опыт - создание программы, призванной, наоборот, преодолеть любую, самую навороченную систему защиты.
Проблем с трудоустройством у «бауманцев» не бывает: работадатели сами приходят в вуз и «сманивают» талантливых студентов. Все мы начали работать еще на третьем-четвертом курсе. После окончания вуза профессиональная карьера у моих сокурсников сложилась по-разному. Но с IT-сферой так или иначе связаны все. Я работаю в крупной компании, занимающейся продвижением на рынок IT-продуктов и услуг. Мой муж разрабатывает базы данных и программы обмена сведениями для туристического бизнеса. Наш друг - руководит службой компьютерной безопасности в банке.

МФТИ

«Физтех» создавался тоже в 40-е годы по аналогии с американский CallTech-ом (Калифорнийским технологическим университетом, базой Пентагона). Изначально здесь разрабатывалась атомная бомба, оружие нового поколения и инфорамционные системы для дистанционного управления этим оружием.

Будущим защитникам информации, поступающим в МФТИ, прямая дорога на факультет радиотехники и кибернетики. Курс «Защита информации» читается кафедрой радиотехники (с тех пор, как основную закодированную информацию передавала «радистка Кэт», а не компьютер). Ее база - Всероссийский НИИ проблем вычислительной техники и информатизации - возглавляемый членом Совета безопасности РФ Валерием Конявским. Студенты изучают языки программирования высокого уровня, системы и сети связи, дискретную математику, финансовую криптографию, защиту информации от технической разведки. Часто они становятя сотрудниками упомянутого НИИ, но могут также решать вопросы безопасности в электронной коммерции (платежные системы Яндекс.Деньги и т.п., оплата покупок в интернет-магазинах по кодам пластиковых карт). На физтехе разработана собственная система комплексной информационной подготовки и открыт Центр защиты информации. Студенты и преподаватели ежегодно участвуют в конференции криптографов «Русскрипто».

Проходной балл на «Защиту информации» в Физтех - 269 баллов из 300 возможных (русский, математика, физика), на факультете инноваций и высоких технологий - 260 баллов.

МИФИ

Здесь речь идет о защите безопасности автоматизированных систем управления ядерными объектами. На факультете информационной безопасности 50 бюджетных мест. Проходной по трем предметам (русский, математика, физика) в прошлом году был 240 баллов. Студенты глубоко изучают не только дискретную математику и программирование, но и английский язык. Можно выбрать спецкурсы по банковским телекоммуникационным системам и их средствам защиты, системам защиты банковской информации, физической защите критически важных объектов. Здесь же изучают системы видеонаблюдения, сбора и обработки данных, средства обнаружения физической защиты, конструкцию систем пожарно-охранной сигнализации.
Свою работу факультет проводит в тесном контакте с ФСТЭК России, Росатомом, Центральным Банком РФ, Сбербанком РФ, ВТБ (Внешторгбанком).

РГГУ

На факультете защиты информации Института информационных наук и технологий защиты информации РГГУ ведется обучение по двум специальностям: «организация и технология защиты информации» и «комплексная защита объектов информации». Подход к самому понятию защиты информации в РГГУ не такой, как в технических университетах: основной упор делается на юридические, методологические и организационные аспекты. Изначально факультет готовил архивариусов и специлистов по хранению документации с грифом «секретно» в библиотеках НИИ.

РГГУ традиционно не может «похвастаться» большим количеством бюджетных мест: на некоторых факультетах их количество не превышает 5-10 на каждую специальность. На этом фоне факультету Защиты информации «повезло»: здесь около 40 бюджетных мест. Поэтому набрать по трем предметам (русский, математика, информатика) нужно было всего 182-197 баллов (в зависимости от специальности).

МИРЭА

Факультет кибернетики МИРЭА - тоже типичный «военный» факультет. Здесь изучают не только математику, физику и программирование, но и квантовую и оптическую электронику (направление, по которому русские были наиболее сильны в мире еще в 80-х гг), электродинамику, основы квалиметрии, речепреобразующие устройства, цифровую обработку сигналов.

В МИРЭА 50 бюджетных мест на «компьютерной безопасности» и еще 50 на «информационной безопасности телекоммуникационных систем». Правда, 40 мест на первом направлении занимают «целевики»: абитуриенты, которые заключили контракт с неким госпредприятием Минобороны на отработку 3-5 лет после выпуска. По целевому набору на «компьютерную безопасность» проходили люди со 146-230 баллами по трем ЕГЭ (русский, математика, физика), по общему конкурсу - не меньше чем со 192 баллами по тем же ЕГЭ. На вторую специальность взяли двух целевиков и абитуриентов с минимальным проходным в 173 балла по тем же ЕГЭ.

Студенты направления «информационная безопасность телекоммуникационных систем» обучаются на базовой кафедре цифровых устройств и систем защиты информации. Возглавляет ее директор ФГУП «НИИ автоматики» , где и придется трудиться многим выпускникам. НИИ занимается проблемами правительственной и засекреченной связи, систем подрыва ядерных зарядов, нейтронных генераторов и многим другим. Экспорт его продукции производится через «Рособоронэкспорт», где тоже могут работать выпуксники МИРЭА. Учащиеся «компьютерной безопасности» - на одноименной кафедре изучают криптографию с видами на работу в ФСБ и ФАПСИ.

Московская академия (московский институт) комплексной безопасности

Негосударственное учебное заведение, на базе которого осуществляется подготовка по программам высшего и дополнительного образования. В 1997 году учредителями академии выступил ряд силовых структур.

Единственный частный институт, входящий в пятерку ведущих вузов по информационной безопасности.

На базе вуза ежегодно проходят международные конференции по информационной безопасности, организаторами которых выступают как администрация института, так и различные фонды и центры.

На программы специалитета и бакалавриата факультета информационной безопасности принимают по результатам ЕГЭ по математике, информатике и русскому языку.

По сравнению с другими вузами направления для поступления в академию достаточно набрать 150-170 баллов за три экзамена. Правда, бесплатного обучения не предусмотрено.

Юлия Кочанова, журнал Куда пойти учиться № 46

Лучшие статьи по теме