Гид компьютерного мира - Информационный портал
  • Главная
  • Вконтакте
  • Личное информационное пространство психология. Личное информационное пространство

Личное информационное пространство психология. Личное информационное пространство

Защищайте спину

Основное правило: не сидеть спиной к двери. Это означает, что вы всегда можете получить удар в спину. Вас могут предать, и вы потерпите неудачу при любых интригах внутри офиса. В этом случае никакие талисманы не помогут. Очень хорошо повесить на стену за собой изображение неостроконечной горы. Она может быть заснеженной, но не должна выглядеть зловеще. Горный пейзаж предпочтительно выбирать без водных пространств. Снег в этом случае водой не считается. Также ваши позиции укрепят изображение большой морской черепахи или фотография здания банка. Старайтесь сидеть лицом в вашем самом благоприятном направлении или в одном из лучших направлений, причем так, чтобы никакие "отравленные стрелы" не были направлены на вас. Отравленными стрелами могут быть углы шкафов и стен, столы других сотрудников, остролистные растения, потолочная балка.

Что у вас на столе?

Следите за тем, чтобы ваш обзор никогда не нарушали стопки папок и кипы бумаг. Пространство перед вами должно быть свободным. Любые нагромождения из папок и бумаги задерживают и накапливают застойную энергию. Столы предпочтительны деревянные, светлых расцветок. Размеры рабочего стола, привлекающего удачу, таковы: длина—152 см, ширина — 89 см, высота — 84 см. На камнях можно написать или даже выгравировать любые пожелания. Кристаллы выбирайте на свой вкус. Для роста и процветания компании необходимо, чтобы ее сотрудники были довольны, энергичны и бодры. Регулярно избавляйтесь от источников плохой ци. Рассаживайте сотрудников в соответствии с их индивидуальными благоприятными направлениями. Счастливый персонал — лучшее достояние компании.

Ваши талисманы

Даже если вы работаете в офисе, где кроме вас еще несколько человек, и, следовательно, не можете особенно повлиять на выбор своего места, все равно у вас всегда есть возможность немного изменить рабочее пространство. Очень хорошо, если слева и справа от рабочего стола стоят шкафы как олицетворение охраны. Окна слева от вас предпочтительнее, чем справа. Запомните, север рабочего стола там, где вы сидите. Соответственно, юг — напротив. Там место для хрустальной пирамидки. Слева по диагонали от себя поставьте любой символ изобилия. Самый распространенный — Хотэй с мешком денег, дракончик или трехногая лягушка с монеткой во рту. Если корпоративный распорядок не подразумевает наличия китайской символики, поставьте любой предмет, символизирующий для вас деньги. Например, дорогой письменный набор. Не забывайте про удивительную силу китайских монет, особенно перевязанных красной шелковой нитью. Положите их под компьютер или телефон. Статуэтка Ганеши справа от вас окажет помощь и защиту в бизнесе. Фигурка петуха — прекрасное средство защиты от зависти со стороны сослуживцев. Поставьте его изображение на свой рабочий стол и позвольте ему "склевать" все ваши проблемы. Это будет очень эффективно в том случае, если офис тесный. Считается, что фарфоровая фигурка петуха золотистого цвета обладает большей силой, чем другой расцветки. Иногда люди страдают из-за единственного человека, который распространяет сплетни и мешает работать. Поставьте на столе фигурку счастливого Будды лицом к тому человеку, который является источником ваших неприятностей.

Специалисты отмечают, что люди, поглощенные своими переживаниями, подсознательно стремятся и на физическом уровне отдалиться и от собеседников, и от всех окружающих. При этом они могут даже не замечать подобных особенностей своего характера. Просто пытаются выбрать уединенное место в кафе, в транспорте забиваются в самый дальний угол, не выносят неожиданных прикосновений незнакомых (а порой и знакомых) людей.

Такое состояние может быть временным явлением, на­пример, когда человек переживает период депрессии, а может сопровождать его на; протяжении всей жизни, и в этом случае мы можем говорить об определенном психотипе.
За стремлением сохранить дистанцию от собеседника часто кроется не­уверенность в себе, а то и мнительность. Человек спокойный и уверенный, как правило, не замечает, что кто-то нарушает его личное пространство и никак на это не реагирует, а вот самоуверенный и напористый человек - в буквальном смысле физически расширяет свои границы. Он близко подходит, говорит, наклоняясь к собеседнику так, что почти касается его, в беседе трогает его за руки и одежду, а это часто отталкивает окружающих.

Разное пространство

Личное пространство измеряется не только сантиметрами или метрами. Не зная этого, можно совершить грубые ошибки, и не только в общении.

Личное пространство на работе

В какой-то крупной фирме, где возникла необходимость собрать в одном помещении специалистов одного профиля, подошли к этому вопросу по старинке: расставили рабочие столы «в линеечку», подобно партам в классе, поставили на каждый стол по компьютеру и таким образом рассадили сотрудников. Но каждый из них весь день слышал у себя за спиной не то что шорохи, а даже дыхание и скрипы стульев сидящих позади него сослуживцев. Кроме того, сидящий позади мог спокойно взглянуть на монитор товарища, оценить то, что увидел там, высказать свое мнение или сделать походя замечание…

Постепенно в коллективе стало расти на­пряжение: сотрудники старались меньше обсуждать то, что делали, меньше общаться во время перерывов, каждый пытался создать вокруг себя как бы прозрачную оболочку, чтобы отгородиться от остальных. Тогда кому-то в голову пришла мысль расставить столы вдоль стен так, чтобы сотрудники сидели лицом друг к другу.

Теперь все чувствовали себя как бы в одном хороводе. Общаться между собой коллегам стало легче, но такое расположение рабочих мест часто отвлекало их от работы, не давало сосредоточиться на выполнении ответственных заданий. И лишь когда все рабочие места вместе с их владельцами повернулись «вокруг своей оси» так, что все оказались сидящими спиной друг к другу, все стало на свои места. Потому что у каждого появилось свое личное пространство и, в то же время, никто никому не дышал в спину, не читал тайком то, что по­являлось на персональном мониторе, а если один подходил к другому с каким-то вопросом, это делалось открыто и никого психологически не напрягало.

Личное пространство жилища

Каждый человек подсознательно стремится найти место, где можно побыть одному. Жизнь всем диктует свои условия, и если для одного оазис одиночества - просторная квартира, то для другого личное пространство ограничивается закрытой дверью в ванную. Независимо от воз­можностей создавать физические границы в пространстве, оставаться с собой наедине (хотя бы иногда) необходимо каждому.
Вот почему веками выработанное правило не входить без стука в комнату или в кабинет, где кто-то погружен в свои мысли или занят какими-то делами, никто не отменял и вряд ли когда-нибудь отменит.

Личное информационное пространство

Это такое метафизическое место, где мы храним свои тайны и самые сокровенные переживания. У кого-то роль такой сокро­вищницы выполняет личный дневник, у кого-то - персональный компьютер, у кого-то - мобильный телефон.
Естественно, в пределы этих границ или не пускают никого, или пускают только самых близких, которым особенно доверяют.

Этот вид личного пространства может иметь разные размеры - в зависимости от характера человека. Вспомните людей, которые любят сообщать каждому встречному-поперечному «кое-что по большому секрету». Вовсе не все они любят посплетничать, просто таким образом они пытаются расширить границы своего информационного пространства.

Личный тайм-аут

И последний вид личного пространства, необходимый всем без исключения, - личное время. Всех нас связывает с обществом множество обязательств: работа, общение с близкими родственниками, домашние хлопоты… Эти занятия забирают у нас большую часть времени, но брать тайм-аут от всех проблем крайне необходимо каждому. Ваш личный тайм-аут - это определенные часы, когда вы не связаны никакими обязательствами и можете позволить себе делать все, что вам захочется. Не забывайте же в суете быстротекущих дней иногда возвращать себя в пространство личного времени. Это необходимо для создания психологического комфорта в душе.

Берите тайм-аут и… И как говорится в известной рекламе: «Пусть весь мир подождет!»

К пониманию необходимости соблюдения личного пространства каждый из нас приходит (или не приходит) само­стоятельно. Постоянно ощущая дискомфорт от нарушения его границ, мы никогда об этом не говорим и в повседневной жизни не обращаем на это внимания. Никто нас не учил этому и в детстве. Но если все мы будем от-? носиться к этому явлению осознанно, будем более чуткими и внимательными к окружающим, нам всем будет приятнее общаться, жизнь наша будет комфортнее, а значит, все мы будем немножко счастливее.

Апрель 12, 2010 2:49:59 ПП


Увеличение информационного потока и необходимость оперирования все большим количеством информации вынуждает нас разумно подходить к организации своего информационного пространства. Основным инструментом организации личного информационного пространства в памяти компьютера являются папки. Они же являются средством организации и представления системных ресурсов компьютера (каталогов, файлов, программ и т.д.).






Все папки функционируют одинаково независимо от их содержимого. Установив для папок подходящие параметры, можно быстрее выполнить поставленные задачи. Для установки параметров открытых папок необходимо выполнить команду Сервис/Свойства папки. В появившемся окне задаются все необходимые параметры папки (см. рис.). Окно «Свойства папки»


Копирование и перемещение папок выполняется также, как и копирование, и перемещение файлов. Чтобы скопировать папку, достаточно перетащить ее правой кнопкой на то место, куда нужно ее скопировать. Когда появится контекстное меню, можно выбрать пункт Копировать для копирования папки либо Переместить для изменения местоположения папки. Для переименования папки вызывается контекстное меню и осуществляется выбор команды Переименовать.


Рассмотрев технический аспект работы с папками, опишем, как сформировать свое информационное пространство. Документы, формируемые пользователем, должны быть строго структурированы, а средством структуризации в данном случае выступает папка. Если все документы хранить в одной папке, тогда после достижения определенной критической массы пользователю будет трудно ориентироваться в собственных документах. И фактическое время работы будет тратиться на нахождение нужного документа.

Личное пространство окружает каждого человека. Можно заметить это невооруженным глазом на примере того, на какое расстояние мы подпускаем к себе разных людей. Незнакомых людей мы стараемся держать подальше - на расстоянии полутора метров. Если незнакомый или малознакомый человек пересекает воображаемую черту - это вторжение, приятное или неприятное - уже второй вопрос. В радиусе полутора метров могут находиться только «свои». А вот любимый человек сокращает это расстояние до нуля - и это признак доверия с нашей стороны. На самом деле «личное пространство» имеет несколько измерений: материальное, духовное или психологическое, и совсем интимное. Именно здесь, наедине с собой, мы можем привести в порядок мысли, ощутить вдохновение, заглянуть к себе в душу, продумать планы на будущее, побеседовать с собственной совестью, залечить психологические травмы, успокоиться и ощутить гармонию и тишину в себе самом.

Материальные границы личного пространства

У каждого человека есть потребность в собственных вещах, в собственном пространстве, где он чувствует себя «в своей тарелке», в относительной безопасности. Чем шире границы материального личного пространства, тем более защищенными мы чувствуем себя от внешнего мира. Заметим, как мы чувствуем себя, например, на чужой кухне. Усталость от напряжения наступает очень быстро. Зато на своей - мы можем находиться часами. Личное пространство начинается с собственного полотенца, к которому никто кроме вас не прикасается, личной авторучки, письменного стола, персонального компьютера, собственной комнаты, где вы можете закрыть дверь и ощутить себя независимым, побыть наедине с собой. Где заканчиваются материального границы личного пространства? Скорее всего там, где находится «общая» территория, где вы пересекаетесь с теми, кто живет рядом. Человек, у которого с личным пространством все в порядке, редко станет посягать на чужую личную территорию. Впрочем, есть индивидуумы, с легкостью вторгающиеся, а иногда и подчиняющие себе личное пространство другого, даже если это чревато конфликтом.

Психологическое личное пространство

Если с границами материального пространства более-менее все очевидно, то психологическое личное пространство - понятие тонкое и сложное. Можно назвать это внутренним миром, в котором находятся очень личные эмоции, воспоминания, привязанности, любовь, дружба, личные человеческие ценности. Казалось бы, в эту бесплотную область трудно проникнуть. Но на деле оказывается, что сделать это легче простого. Некорректные вопросы "Не хотите ли вы завести ребенка?", "А спишь ли ты с..." и другие вопросы личного характера - уже означают, что в ваше личное пространство вторгаются. Особенно болезненно, когда на внутренний мир посягают близкие люди. Бдительная мама находит дневник дочери и публично обсуждает сделанные записи. Любимый человек пытается контролировать ваши мысли, распорядок дня, личную переписку. Ревнивая жена роется в мобильном телефоне или выискивает в вашем компьютере «следы преступлений». Домашний тиран (муж, отец, брат) критикует ваш внешний вид и запрещает носить слишком сексуальное, на его взгляд, платье или употреблять макияж. Лучшая подруга выпытывает подробности вашей интимной жизни. Постоянный контроль может сделать человека неприкаянным, несчастным! В таких случаях человек замыкается, становится скрытным. И не всегда потому, что в чем-то виноват. Просто тяжело жить, когда кто-то постоянно заглядывает тебе через плечо в интимный мир, бесцеремонно лезет в душу.

Как вести себя, чтобы сохранить личную суверенность?

Наберитесь смелости и терпения, объясните близким, тактично и деликатно, что вам неприятно, когда в вашу комнату входят без стука, роются в ваших вещах, пользуются вашим полотенцем или анализируют содержимое сумки, компьютера, мобильного телефона, платяного шкафа. Постарайтесь убедить близких, вторгающихся в ваше психологическое пространство, что подобный путь приведет к ухудшению взаимоотношений. Нарисуйте безрадостную перспективу - как вы начнете врать, замыкаться, скрытничать, прятаться, ограждать себя от контактов, в результате чего ваши надоедливые "контролеры" рискуют потерять ваше доверие, искреннее отношение и драгоценное общение, которое станет сухим и формальным. Действуйте смело, не жалея слов. Постарайтесь стать на время "художником слова"! Тот, кто пытается подчинить себе вашу душу, автоматически превращается во врага, а врагам правды не говорят. А одним из самых неприятных наказаний для человека, принудительно лишенного свободы, является тотальный контроль и слежка за его личным пространством - но ведь семья не ? Не бойтесь показаться излишне патетическим. Аргументы должны быть точными и убедительными, но разговор не должен быть нервозным. Говорите спокойно и рассудительно. Если же вас не поймут - включайте «план Б» и закройте доступ к вашим личным вещам и делам. Конфликты забудутся, но результат вас порадует, вы одержите маленькую победу и отвоюете для себя личную территорию.


С другой стороны, взгляните на себя критически. Возможно, ваше поведение не безупречно, и вы даете повод для недоверия? А может быть, сами часто ведете себя бестактно, безалаберно в отношениях с другими людьми, грубо нарушаете границы чужого пространства? Заботясь о собственной независимости, не забывайте о том, что личное пространство есть не только у вас.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

могут иметь экономическим или производственный характер.

3.1. Отличия экономического характера выражаются в том, что для такого специалиста знания есть продукт интеллектуального труда, который поддается оцениванию и коммерциализации. Следствием этого понимания является готовность к включению профессиональной деятельности в рыночные отношения и процессы товарообмена.

3.2. Отличия производственного характера заключаются в том, что такой специалист свободен от «знаниевых ограничений», заключающихся в психологическом сдерживании научного поиска по причине веры в знания, обличенные в известные формы. Онтогенетическое мышление, ставящее в основу миропонимания не знания, а понятия, воспринимает все научные знания, как известные и проверенные, так и еще не добытые, в статусе преходящих представлений, актуальность которых изменчива.

Что же касается «компетенции» и «компетентности», выращенных в культуре онтогенетического мышления, то

обладание такими качествами обеспечит их носителям преимущество не догонять, а опережать научно-технический прогресс и находиться всегда в зоне сопряжения новейших достижений науки с неизвестным.

1. Дворецкий, И. X. Латинско-русский словарь / И. X. Дворецкий. - Москва: Русский язык, 1976. - 1096 с.

2. Карякин, Ю. В. Инновационная модель организации учебного процесса в системной парадигме / Ю. В. Карякин // Инженерное образование и наука в мировом пространстве: сб. тр. междунар. конф., 1-2 июня 2006 г. - Томск, 2006. - С. 279-283.

3. Карякин, Ю. В. Объект и предмет науки / Ю. В. Карякин // Философия образования. - 2008. - Спецвып. № 1.

4. Карякин, Ю. В. Учебный процесс в вузе / Ю. В. Карякин. - Томск: Дельтаплан, 2006. - 131 с.

5. Кондаков, Н. И. Логический словарь /

Н. И. Кондаков. - Москва: Наука, 1971. - 655 с.

6. Леонтьев, А. Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2. - С. 5-6.

Поступила 10.04.12.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА

Г. Р. Водяненко (Пермский государственный педагогический

университет)

Автором предпринята попытка выявить сущность понятий «информация», «информационная среда», «информационное пространство» и на этой основе предложить трактовку информационного пространства человека. Рассмотрены его компонентный состав, ключевые характеристики и возможности установления его наличия.

Ключевыге слова: информация; информационная среда; информационное пространство; информационный подход; взаимодействие; информационное пространство человека.

гулирования возникающих при этом общественных отношений.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии вызывает сегодня повышенный интерес к определению понятий, в выражении которых так или иначе присутствует слово «информация», таких как «информацион-

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы ре-

© Водяненко Г. Р., 2012

ная среда», «информационное пространство», «информационные ресурсы», «информационная культура», «информационное мировоззрение» и пр., многократно увеличивая разнообразие их интерпретаций. Целью нашего исследования являются выяснение сущности понятий «информация», «информационная среда», «информационное пространство», соотнесение их между собой и на основе аналитического подхода отыскание наиболее адекватной трактовки понятия «информационное пространство человека».

Ключевая позиция в ходе наших дальнейших рассуждений и выводов состоит в выявлении сущности понятия «информация», которое, и без того необычайно широкое, продолжает раскрываться все шире и глубже, вставая в один ряд с такими фундаментальными категориями, как «материя» и «энергия». В Большом энциклопедическом словаре термин «информация» (от лат. тЮгшайо - разъяснение, изложение, осведомленность) трактуется как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и пр. . В зависимости от области исследований информация имеет множество определений: обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер); коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); передача разнообразия (У. Р. Эшби); отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); мера сложности структур (X. Моль); вероятность выбора (а. М. Яглом и И. М. Яглом) .

Каждая из приведенных трактовок раскрывает ту или иную грань многоаспектного понятия информации. Мы остановимся на наиболее общем понимании информации как сведений об объектах, явлениях и событиях окружающей среды (реального мира), их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимаются информационными системами (в том числе человеком) в процессе жизнедеятельности (жизни и деятельности). Эти сведения (информация) представляют собой продукт взаимодействия данных (сигналов от объектов окружа-

ющей среды) и соответствующих им методов (способов распознавания и обработки сигналов).

Объекты реального мира находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, что сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена связаны с появлением сигналов о состоянии объектов. Наблюдая, измеряя или иными способами фиксируя такие сигналы, человек получает данные. Следовательно, данные есть не что иное как зарегистрированные (воспринятые) человеком сигналы, которые несут в себе информацию (сведения) о событиях, произошедших в реальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. Наблюдая явления или события окружающей информационной действительности, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией (сведениями), зависит, в частности, от методов, которые используются для работы с ними. Другими словами, методы выступают посредниками превращения данных в информацию. Адекватность (соответствие) применения методов определяет не только количество (объем) и качество (ценность) получаемой информации, но и само наличие информации, которая не является статичным объектом - она динамически меняется и существует лишь в момент взаимодействия данных и методов, т. е. в период протекания информационных процессов. Одни и те же данные могут поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов как способов практического и теоретического действия человека, направленного на овладение объектом .

Таким образом, информация (сведения), являясь продуктом взаимодействия данных и соответствующих им методов, возникает и существует в момент протекания информационных процессов, характер и эффективность которых предопределяются используемыми методами.

Далее, ориентируясь на вышеизложенную интерпретацию понятия «информация», необходимо выявить сущность понятий «информационная среда» и «информационное пространство», кратко пояснив особенности используемого метода (информационного подхода).

Информационный подход - это современный фундаментальный метод научного познания, причиной возникновения которого стало осознание главенствующей роли информации в природе и социальных явлениях (практически все существующие в природе отношения и взаимосвязи имеют информационный характер). Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выделяются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, которые существенным образом определяют их состояние и развитие . Научная практика показывает: использование метода информационного подхода позволяет увидеть в совершенно новом свете многие, казалось бы, уже хорошо изученные объекты, процессы и явления, что оказывается крайне важным для понимания их глубинной сущности и определения возможных тенденций их дальнейшего развития на основе использования общих свойств и закономерностей проявления информационных процессов .

Существование в современной науке понятий «информационная среда» и «информационное пространство», их содержательная близость не только обусловливают необходимость соотнесения их между собой и с вышеизложенным подходом к пониманию «информация», но и заставляют обратиться к истокам - категориям «среда» и «пространство».

В Толковом словаре русского языка термин «среда» определяется как окружающие человека условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий . Среда, с одной стороны, оказывает решающее воздействие на развитие человека (формирование его личности), а с другой - сама изменяется под влиянием деятельности человека, другими в процессе пре-

образований становятся и люди . В любом случае «среда» трактуется как некие объективно данные обстоятельства (условия), которыми можно более или менее успешно управлять при наличии конкретной цели.

Категория «пространство» рассматривается, во-первых, как одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; во-вторых, как место, способное вместить что-либо; в-третьих, как множество объектов, между которыми установлены отношения. Заметим, что свое отношение к окружающему человек начинает выстраивать по мере того, как, воздействуя на объекты реального мира и испытывая, в свою очередь, их ответные воздействия, он начинает воспринимать многочисленность и многообразие этих объектов (процессов и явлений), обнаруживать их существенные свойства, осмысливать и понимать наличие связей и взаимосвязей между ними. Отношения и реальные связи (как особый вид устойчивых, прочных отношений) между человеком и окружающим его миром (средой) устанавливаются через деятельность, которая «и является реальным отношением индивида к миру, к другим людям» . В результате сложного процесса взаимодействия человека с реальным миром (объектами и событиями окружающей среды) начинает проявляться и оформляться особое пространство жизнедеятельности (жизни и деятельности) человека, изменение границ которого сопряжено с его интеллектуальным личностно-деятельностным развитием.

Опираясь на приведенные рассуждения, сделаем вывод, что центральным моментом в общенаучном понимании среды выступает выполнение ею контекстной функции по отношению к любому существующему в ней объекту и развивающемуся в ней процессу, а пространство обусловливает бытийные характеристики, конституирует объект (устанавливает состав, содержание).

Теперь для определения сущности информационной среды и информационного пространства представляется важ-

ным обратить внимание на понятие «взаимодействие».

Любое «взаимодействие» с точки зрения философии есть фундаментальная категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход . Вместе с тем понятие «взаимодействие» неотделимо от понятия «отражение». С одной стороны, взаимодействие происходит на основе отражения, а с другой - отражение как свойство материальной системы запечатлевать и сохранять в своей структуре следы воздействия другой системы происходит в процессе взаимодействия. Отражение, в свою очередь, неотделимо от понятия «информация». Так, в современной философии су-щестует определение информации как «передающейся части отражения» (У. Р. Эшби, А. Д. Урсул). В этой связи с достаточной долей уверенности можно предположить, что взаимодействие есть не только функция отражения, но и функция информации. Иначе говоря, взаимодействие всегда является информационным. Взаимодействие находится также в глубинной связи с понятием «структура» и выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, которая может быть названа системой. Отдельные элементы системы обусловливаются взаимодействиями, и, следовательно, она сама (система) также является информационным образованием . Стоит отметить, что один из основных принципов формирования пространства системы - взаимодействие со средой, поэтому, логично предполагая информационную сущность пространства, будем называть его информационным пространством, а среду, с объектами и в условиях которой осуществляются взаимодействия, - соответственно информационной средой.

Исходя из вышеизложенного, для реализации цели нашего исследования примем следующие дефиниции.

Информация - это сведения об объектах, явлениях и событиях окружающей среды (реального мира), их пара-

метрах, свойствах и состоянии, которые воспринимаются информационными системами (в том числе человеком) в процессе жизнедеятельности (жизни и деятельности).

Информационная среда - это системная совокупность объектов, событий и явлений окружающей среды, потенциально содержащих в себе информацию и представляющих собой условия, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность (жизнь и деятельность).

Информационное пространство - это пространство отношений и связей, которое формируется как результат процесса взаимодействия людей друг с другом в ходе деятельностного освоения ими потенциала информационной среды (объектов, событий и явлений реального мира).

Теперь рассмотрим трактовку понятия «информационное пространство человека», стараясь выяснить: насколько объективно существование этого пространства, каким может быть его компонентный состав, каким образом возможно установление его наличия и насколько вероятно формирование этого пространства извне.

Как было показано выше, объекты, явления и события реального мира служат для человека источниками информации, создающими в его сознании образ действительности, а совокупность этих объектов и явлений окружающей реальности есть среда, в которой живет и действует человек, воспринимая, осознавая и осмысливая поступающую к нему информацию. Поэтому существующий вокруг человека мир с позиции информационного подхода мы называем информационной средой, любой объект которой потенциально содержит в себе информацию. В свою очередь, пространство жизни и деятельности, формируемое человеком вокруг себя, мы называем его информационным пространством. Это пространство человек создает, вступая во взаимодействие с реальными объектами информационной среды (включая и других людей), выстраивая с ними взаимоотношения на основе оценки жизненного значения для себя возникающих

объективных обстоятельств и своих действий в этих обстоятельствах (т. е. придавая личностный смысл реальным условиям своего существования).

Таким образом, информационное пространство человека представляет собой полисистемное образование, формирующееся в процессе деятельностного освоения им потенциала информационной среды и выстраивания своего отношения к окружающему и с окружающими на основе возникновения понимания и личностных смыслов, строящихся в ходе взаимодействия.

В качестве компонентов информационного пространства человека логично будет определить следующие:

1) информационная среда - база для формирования информационного пространства;

2) коммуникативное пространство - сфера взаимодействия людей друг с другом и с информационной средой;

3) понятийно-смысловое пространство - сфера личностных смыслов;

4) пространство деятельностей - сфера присвоения способов действий, приобретения опыта и развития способностей.

Тот факт, что реальный мир воспринимается человеком субъективно и представляет собой некую совокупность «отдельных миров» (семья, друзья, коллеги, соседи и пр.), позволяет предполагать, что и информационная среда конкретного человека объединяет в себе различные информационные среды, дифферен-цированность (изолированность) или интегрированность которых им самостоятельно регулируется. В свою очередь, каждая из информационных сред включает источники информации (объекты, явления, события) и продуцируемые ими информационные потоки, под влиянием которых формируется информационное пространство человека как субъективное пространство его объективных информационных взаимодействий с окружающей средой на основе развитости его психических процессов (восприятия, внимания и пр.) и степени сформированно-сти понятийно-смысловой сферы личности.

Информационное пространство человека строится в процессе сложной, прежде всего интеллектуальной, деятельности, в ходе которой он начинает адекватно воспринимать явления действительности и соответственно на них реагировать; осознавать и осмысливать реальность, проникая в суть происходящих событий и давая им оценку; усваивать значения и придавать им личностные смыслы.

Структура информационного пространства человека создается им под воздействием различных информационных сред, отличающихся друг от друга количеством и качеством не только источников информации, но и самой информации. Каждый элемент подобной структуры также является информационным пространством, которое будем называть подпространством. Множественность информационных подпространств, обнаруживающихся в ходе различных взаимодействий человека с объектами окружающей информационной среды, позволяет говорить о многомерности его информационного пространства. Циркулирующую в каждом подпространстве информацию думающий человек постоянно «просматривает», осмысливает, оценивает, обновляет, структурирует и перестраивает в процессе активной интеллектуальной деятельности. Соответственно рассмотрению и оценке подвергаются и источники информации (объекты и явления действительности), входящие в состав того или иного подпространства. А поскольку все подпространства существуют в едином информационном пространстве человека, управляемом его мыслительной системой, они не могут быть совершенно изолированы друг от друга. Обрабатывая воспринимаемые потоки информации, интеллектуальная система человека заставляет различные информационные подпространства вступать в некий «диалог» между собой. Такой процесс, инициируя изменение в одном информационном подпространстве, влечет за собой модификации в других, что вызывает трансформацию всей структуры информационного пространства человека.

Необходимо подчеркнуть, что структурная организация информационного пространства - важное условие устойчивости процессов взаимодействия, в ходе которых постепенно складываются отношения человека к реальности, возникают устойчивые связи и взаимосвязи, указывающие на то, что структуризация - процесс созидательный. Следуя философским законам структурности, можно говорить о качественном изменении пространства при выстраивании структуры, поскольку «структурные изменения, накапливаясь в объекте до определенной меры и ее границы, неизбежно... приводят объект изменения к коренному преобразованию качества данного объекта» . Стабилизация, расширение, сужение информационного пространства человека связаны с динамикой его интеллектуально-личностно-деятельностного развития, поскольку мир обретает пространственное измерение по мере становления личности.

Следовательно, для становления личности человека, реализации заложенного природой потенциала конструируемое им информационное пространство должно быть не просто местом бытия, а неким полем напряженности (как совокупной взаимосвязи потребностей и мотивов, желаний и интересов, целей, смыслов и ценностей), которое инициирует развитие личности и этой же развивающейся личностью, в свою очередь, структурируется. Такое пространство образовывается человеком, с одной стороны, как пространство включенности в широкий, реально существующий информационный мир, а с другой - как пространство, ограничивающее негативные влияния внешнего мира. Основой для формирования информационного пространства человека служит широкая информационная среда окружающего мира, а его состав и содержание определяются в процессе деятельностного освоения человеком объектов, событий и явлений этой среды и регулируется уровнем развития его личности.

Убежденность в том, что деятельностное освоение человеком соответствующей информационной среды есть клю-

чевое условие создания им своего информационного пространства, позволяет предполагать, что информационное пространство человека репрезентируется его деятельностью, т. е. оно начинает проявляться, оформляться, строиться и развиваться в процессе и посредством деятельности. Следовательно, «увидеть» это пространство - определить его структуру, выявить связи и отношения компонентов, установить степень развет-вленности коммуникативных процессов - возможно только сквозь призму деятельности, оценивая и уровень владения разнообразными умениями, составляющими операциональную сферу деятельности, и степень самостоятельности, осознанности и мотивированности осуществления ее целенаправленного процесса.

В качестве главных «маркеров» нахождения границ информационного пространства человека выступают методы деятельности (как способы выполнения деятельности и как способы ее организации), отслеживая (выделяя, фиксируя, классифицируя) которые можно обнаруживать динамику его развития. Иным способом зафиксировать наличие и степень изменения такого пространства практически невозможно, поскольку информационное пространство человека - это его субъективное отношение к информационной действительности, способ и форма его собственного существования и действования в реальном информационном мире на основе особенного информационного восприятия и понимания действительности и сложившегося информационного мировоззрения.

Опираясь на исследования К. Левина , который считал основными характеристиками жизненного пространства личности степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ, и принимая во внимание все вышеизложенное, назовем ряд основных характеристик информационного пространства человека, имея в виду, что они могут изменяться под влиянием средовых и внутриличностных факторов (в частности, интеллектуаль-

но-личностно-деятельностного развития человека):

Протяженность (определяется по количеству тех областей информационной среды, которые нашли отражение в информационной картине мира человека, послужили основой формирования его информационного мировоззрения);

Структурность (связана с восприятием связей между объектами, событиями и явлениями информационной среды и их категоризацией по степени значимости для субъекта);

Дифференцированность и интегрированность (разделение и объединение отдельных компонентов пространства, регулируемое самим субъектом);

Многомерность (задается субъективным видением и восприятием человеком информационной реальности);

Проницаемость границ (открытость информационному потоку извне и ответному потоку со стороны субъекта пространства; может быть двухсторонняя хорошая или плохая либо односторонняя, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую).

Все вышесказанное позволяет сделать вывод об объективности существования информационного пространства человека, основными характеристиками которого служат протяженность, структурность, дифференцированность и интегрированность, многомерность, проницаемость границ. Формируется такое пространство непосредственно самим человеком: его самостоятельной деятельностью, выстраиванием его отношений к окружающему и с окружающими, его пониманием и личностными смыслами, приобретаемыми в процессе личного взаимодействия с миром. Извне можно только помогать человеку в конструировании этого пространства, вовлекая его в процесс активного познания мира, поддерживая его стремления к исследованию и преобразованию действительности путем деятельностного освоения им потенциала информационной среды.

Очевидно, что человек в состоянии самостоятельно постигать сложность реального информационного мира, выстраивая свое отношение к нему, осваи-

вая различные виды деятельности, постепенно продвигаясь в своем развитии. Вместе с тем можно не только ускорить процесс познания, но и существенно изменить его качество, используя возможности специально создаваемых с этой целью условий образования - такого образования, которое воспитывает в человеке умение вдумываться, оценивать и понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, не теряя самостоятельности своего мышления, «соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы» .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - Москва: Владос, 1994. - 336 с.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vedu.ru/BigEncDic/.

3. Зинченко, В. П. Живое Знание. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций [Электронный ресурс] / В. П. Зинченко. - 2-е изд. - Самара, 1998. - Ч. 1. - 216 с. - Режим доступа: http: //p sychlib .ru/mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.htm.

4. Колин, К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания [Электронный ресурс] / К. К. Колин // Межотраслевая информационная служба / ВИМИ. - 1998. - Вып. 1 (102). - С. 3-17. - Режим доступа: http:// www.philosophy.ru/scm/TEZ/25.doc.

5. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 368 с.

6. Нехаев, С. А. Основные определения и понятия прикладной интернетики [Электронный ресурс] / С. А. Нехаев, Н. В. Кривошеин. - Москва: ВЭБ-ПЛАН Групп. - 2001. - 24 с. - Режим доступа: http://www.uprav.biz/materials/info/view/ 2185.html.

7. Разумовский, О. С. Структура [Электронный ресурс] / О. С. Разумовский. - Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/.

8. Рувакин, Н. А. Письма к читателям о самообразовании / Н. А. Рубакин // Мудрость воспитания. - Москва, 1988. - 288 с.

9. Словарь терминов. Философия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.slovari.info/philosophical/641 .html.

10. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров - Москва: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с.

11. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Н. Ю. Шведовой. - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/ 34225.shtml.

Лучшие статьи по теме