Гид компьютерного мира - Информационный портал

Порты amd radeon hd 6870 barts. Компьютерный ресурс У SM

В конце лета пришлось попрощаться с канадскими корнями графического подразделения AMD, и, видимо, зря. Проведенные опросы на нескольких зарубежных сайтах выявили неоднозначное отношение респондентов к такому решению. Более половины участников сожалеют, что больше не увидят знакомую надпись, при этом не меньшая часть уже не ассоциирует аббревиатуру из трех букв с видеокартами. Иными словами, ATi помнят и не хотят забывать. Тогда зачем было отказываться от хорошо знакомого бренда? Возможно, в AMD считают, что пора отучать опытных и матерых потребителей от устаревшего названия, ведь все молодые как бы уже свыклись с приставкой AMD, а зачастую и вовсе не вспоминают про ATi.

Но постойте! Торговая марка всех видеокарт AMD/ATi по-прежнему именуется "Radeon". Что это – двойные стандарты? Двоякая ситуация сложилась и для описания авторами комплектующих: правильно - "ATi HD 5850", неправильно - "AMD HD 5850", а для свежевыпущенных графических адаптеров все наоборот. Честно говоря, так и запутаться недолго. Может, стоит упростить до простой приставки Radeon, а через полгода – год вернуться к имени производителя. Исходя из тех же опросов, 3/4 склонны считать видеокарты ATi/AMD именно Radeon’ами, а кто их сделал - не столь важно.

реклама

Этой осенью, вопреки знакомым традициям первыми вышли в свет видеокарты среднего ценового сегмента, призванные скорее расширить диапазон занимаемых мест на рынке, нежели полностью заменить существующие. Если раньше между $179 и $229 у AMD не было представлено ни одного приемлемого варианта, то теперь там находится привлекательный Radeon HD 6850.

Таблица характеристик

На данный момент мы можем наблюдать сразу несколько конкурирующих карт одной компании. Так, до определенного времени на рынке будут сосуществовать HD 5850 и HD 6870. Естественно, что по мере истощения складов, первая пропадет с прилавков.

Не стоит жестко привязываться к «рекомендуемой цене» производителя, она приведена лишь для сравнения. В реальности сумма, необходимая на покупку, напрямую зависит от конъюнктуры рынка и сезонности (...или, говоря без умняков, алчности продавца и всех тех, кто сопутствует попаданию видеокарт на витрины - прим. ред. ).

Характеристики HD 5830 HD 5850 HD 5870 HD 6850 HD 6870 GTX 465 GTX 470 GTX 480
Кодовое имя Cypress LE Cypress Pro Cypress XT Barts Pro Barts XT GF100 GF100 GF100
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40
Размер
ядра/ядер, мм 2 .
334 334 334 255 255 Количество
транзисторов,
млн.шт.
2154 2154 2154 1800 1800 3200 3200 3200
Частота ядра,
2D|3D, МГц
157 | 800 157 | 725 157 | 850 100 | 775 100 | 900 50/100 | 607/1215 50/100 | 607/1215 50 / 100 | 702/1402
Напряжение
на ядре,
2D|3D, В
0,95 | 1,15 0,95 | 1,10 0,95 | 1,15 0,96 | 1,21 0,96 | 1,21 0,9 | 1,05 0,9 | 1,0 0,96 | 1,05
Число шейдеров
(PS), шт.
1120 1440 1600 960 1120 352 448 480
Число блоков
растеризации(ROP), шт.
16 32 32 32 32 32 40 48
Число текстурных
блоков(TMU), шт.
56 72 80 48 56 44 56 64
Максимальная
скорость закраски,
Гпикс/сек
12,8 23,2 27,2 24,8 28,8 19,5 24,3 33,6
Максимальная
скорость выборки
текстур, Гтекс/сек
44,8 52,2 68 37,2 50,4 26,7 32,4 42,1
Версия
пиксельных/вер-
тексных
шейдеров
5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Эффективная частота
памяти, 2D|3D, МГц
1200 | 4600 1200 | 4000 1200 | 4800 300 | 4000 300 | 4200 67 | 3206 67 | 3306 67 | 3700
Напряжение
на памяти, 2D|3D, В
1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,63 1,6 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6
Объём памяти,
Мбайт.
1024 1024 1024 / 2048 1024 1024 1024 1280 1536
Шина памяти,
бит
256 256 256 256 256 256 320 384
Пропускная способность
памяти, Гб/сек
147,2 128 153,6 128 134,4 102,6 133,9 177,4
Потребляемая
мощность, 2D|3D, Вт
24 | 175 27 |170 27 |188 15 |127 19 | 151 нд | 200 нд | 215 нд | 250
Crossfire / SLi да да да да да да да да
Размер карты
(ДхШхВ), мм
282x100x38 244х100х37 282х100х38 233x100x37 248х100х37 270x100x38 270x100x38 270x100x38
Рекомендованная
цена, $
229 299 399 179 239 279 (229) 349 (259) 499

Учитывая достаточно большой спрос на различные модели видеокарт, использующие видеочип под названием Barts XT, компания из Тайваня MSI на сегодняшний день предлагает пользователям сразу пять различных решений, использующих графический процессор 6870. Все эти карты различаются между собой исключительно дизайном печатной платы, которая используется в системе охлаждения, а также рабочими частотами GPU и, соответственно, стоимостью. Ранее многие обращали внимание на саму карту 6870, отличающуюся от своего референсного аналога только стандартной наклейкой, расположенной на кожухе системы охлаждения, а также используемой версией BIOS, однако на сегодняшний день большее распространение получило более продвинутое решение, относящееся к известной серии устройств HAWK.

Стоимость

Учитывая специфику современных видеокарт данной модели, преимущественное большинство параметров было оставлено нетронутыми в сравнении с эталонным вариантом. Но при этом следует отметить тот факт, что помимо дополнительного дизайна печатной платы, а также специализированной системы охлаждения, характерной для любых видеокарт, имеющих приставку HAWK в названии, данный производитель решил также слегка повысить частоту работы ядра по сравнению с референсным образцом. Таким образом, в новой Radeon HD 6870 вместо стандартных 900 МГц частота работы GPU достигает 930 МГц. Далее мы будем рассматривать, каким образом такой разгон в конечном итоге повлиял на производительность данного устройства, а также разберемся в других особенностях его эксплуатации.

Комплектация

Видеокарта поставляется в достаточно большой коробке, оформленной в черно-синей расцветке. Один только вид данной коробки уже намекает на то, что компания предоставила пользователям действительно высококачественный продукт в виде Radeon HD 6870. Картонная коробка выполнена в форме небольшого чемоданчика и больше похожа на упаковку какой-нибудь материнской платы, а не на коробку от графического ускорителя.

После открытия верхней крышки становится видна система охлаждения, использующаяся в видеокарте. Место вокруг окошка точно так же, как и внутреннюю сторону верхней крышки, дизайнеры предпочли оставить для того, чтобы перечислить основные особенности видеокарты, а также всевозможных технологий, которые использовались в процессе ее производства.

Что это за особенности?

По словам производителя, система стабилизация питания, которая используется в AMD Radeon HD 6870, оснащается одновременно десятью фазами по сравнению с пятью, присутствующими в стандартной карте, благодаря чему обеспечивается достаточно стабильная работа устройства вне зависимости от того, будет оно работать в обычном режиме или же при достаточно интенсивном разгоне.

В цепи питания карты применялись специализированные компоненты так называемого «военного» типа, включая танталовые и твердотельные конденсаторы, всевозможные дроссели, оснащенные ферритовыми сердечниками, что также положительно сказывается на общем разгонном потенциале этой карты, а также существенно снижает любые тепловыделения, присутствующие в цепи питания.

В отдельных точках, используя мультимер, можно измерить напряжение, подающееся на GPU, память, а также блок PLL. Такая возможность является достаточно удобной, и вдобавок к этому значения напряжения можно получить максимально точные, что тоже является достаточно важным. Полученные таким образом значения основных напряжений в дальнейшем пользователь может изменить самостоятельно, используя фирменную программу Afterburner, присутствующую в первоначальном комплекте поставки видеокарты.

Отдельного внимания заслужила также возможность переключения режима работы видеокарты AMD Radeon HD 6870 при помощи специализированного рычага, расположенного на Пользователь самостоятельно может выбрать «тихий» режим работы или же предпочесть режим, в котором кулер начинает работать с повышенной производительностью.

Информация

На обратной стороне упаковки присутствует не так много полезной информации по поводу того, как работает и что представляет собой видеокарта Radeon HD 6870. Здесь присутствуют минимальные системные требования компьютера, в который будет устанавливаться данная карта, а также основные характеристики устройства. Стоит отметить, что в системе, где присутствует Radeon HD 6870 Reference или его модернизированная версия, должен присутствовать блок питания, имеющий мощность как минимум 500 Вт, так как в противном случае устройство вряд ли сможет раскрыть полностью потенциал, заложенный в него разработчиками.

Дополнительная комплектация

Помимо непосредственно самой карты, в коробке присутствуют также еще несколько полезных элементов, таких как:

  • Диск, на котором расположены соответствующие драйвера, а также указанная выше утилита, предназначенная для контроля над характеристиками устройства в процессе его работы. В случае необходимости можно использовать утилиту для того, чтобы разогнать видеокарту до нужного уровня.
  • Краткое руководство для пользователей, а также отдельная книжечка, в которой подробно расписываются все примененные фирменные технологии.
  • Переходник, предназначенный для переподключения mini DisplayPort на стандартный DisplayPort.
  • Переходник, предназначенный для переподключения DVI на стандартный VGS.
  • Два переходника с двух четырехконтактных периферийных на один шестиконтактный, предназначенный для подключения питания к видеокарте.
  • Переходники, позволяющие подключать мультимер для постоянного мониторинга напряжения.

Помимо всего прочего, в комплекте поставки должен присутствовать также мостик модели CrossFireX. Таким образом, формируется достаточно богатый комплект поставки, в котором есть практически все, что нужно для нормального взаимодействия с данной видеокартой без каких-либо проблем.

Что это дает?

Учитывая то, что видеокарта AMD Radeon HD 6870 имеет в комплекте одновременно два переходника, у пользователя не будет никаких проблем с тем, чтобы подключить нужный монитор, проектор или же плазменную панель в случае необходимости.

Стоит отметить отдельно тот факт, что к таким ускорителям может подключаться одновременно четыре монитора, разрешение каждого из которых составляет до 1900х1200, а учитывая наличие двух дополнительных DisplayPort-хабов, покупающихся отдельно от стандартного комплекта, присутствует возможность дополнительного подключения еще двух мониторов, формируя целостную шестимониторную конфигурацию.

Отзывы

В своих отзывах пользователи часто обращают внимание на возможность игры одновременно на нескольких мониторах, так как карта показывает стабильную работу в большинстве случаев.

Единственное, что некоторым не понравилось, - это размер данного устройства, так как не всегда получается удобно вставлять его в корпусы средних габаритов. Также не все довльны тем фактом, что устройство может достаточно сильно нагреваться и шуметь в случае серьезной нагрузки, но в процессе игры последнее практически незаметно.

Плата

Дизайн печатной платы выполнен несколько отличным от эталонного, что является вполне ожидаемым. Для того чтобы на данной плате полностью расположились присутствующие элементы 10-фазной схемы питания, было принято решение увеличить ее на два сантиметра. Для владельцев небольших корпусов, которые хотят установить себе Radeon HD 6870, характеристики данной карты могут не играть практически никакой роли, если они не смогут выделить внутри шасси хотя бы 275 мм. Сама по себе 10-фазная схема была использована именно для того, чтобы обеспечить максимально стабильную работу устройства, а также предоставить пользователям больше возможностей в плане до нужного значения.

Стоит еще раз заметить, что в процессе производства данной карты используются специализированные комплектующие, соответствующие стандарту Military Class II, при помощи которых достигается максимальная долговечность, предельно низкий нагрев элементов цепей питания, а также отличный разгонный потенциал данного устройства.

Обратная сторона платы

Различные световые индикаторы, находящиеся на обратной стороне печатной платы, позволяют предельно наглядно оценить, насколько нагружено графическое ядро, так как стабилизатор питания данного устройства предусматривает динамическое переключение активных фаз в случае необходимости. Благодаря этому появляется возможность полностью отключить ненужные фазы в том случае, если присутствует достаточно низкая нагрузка на ускоритель.

Здесь же располагаются небольшие элементы управления, при помощи которых активируется термоконтроль, а также специализированная защита GPU, обеспечивающая безопасность устройства при подаче слишком высокого напряжения. Конечно, такие функции являются актуальными только для достаточно узкого круга профессиональных специалистов, использующих соответствующее оборудование для охлаждения карты в процессе «азотных» тестов, поэтому рядовым пользователям крайне не рекомендуется проводить какие-то серьезные эксперименты, осуществляя экстремальный разгон устройства с установленным только штатным кулером.

Также обратная сторона платы, помимо уже указанных комплектующих, имеет крепление кулера карты. Таким образом, все основные элементы в Radeon HD 6870, обзор которых был проведен выше, располагаются на лицевой стороне текстолита, благодаря чему обеспечивается их наиболее эффективное охлаждение.

Разъемы

Часто оставляют о Radeon HD 6870 отзывы положительные, и нередко это связано не только с тем, какие характеристики и стоимость имеет данное устройство, но еще и с тем, что оно предоставляет достаточно большое количество возможностей подключения благодаря массе разъемов и специализированных переходников.

Так, сразу можно заметить разъем, предназначенный для подключения к устройству мостика CrossFireX, в связи с чем пользователь одновременно может объединить два ускорителя для обеспечения комплексного расчета графических эффектов.

Помимо стандартной на карту можно подавать питание также при помощи двух шестиконтактных разъемов, расположенных на боковой стороне данной карты. Недалеко от них присутствуют точки замера напряжения, а также переключатель режимов, в которых будет работать кулер.

Ядро

Графическое ядро, получившее кодовое название Barts XT, производится в соответствии с нормами 40 нм процесса, а также представляет собой основной элемент AMD Radeon HD 6870. Характеристики данного устройства показывают 1120 абсолютно универсальных шейдерных конвейеров, а также одновременно 32 блока растеризации, в то время как обмен информацией между памятью и ядром осуществляется при помощи 256-битной шины.

Видеопамять

Видеопамять выполнена в стандарте GDDR5, и общий ее объем составляет 1 Гб, полученный при использовании одновременно восьми чипов, каждый из которых имеет емкость 128 Мб. Чипы, в соответствии с технической документацией, могут работать в условиях эффективной частоты не более 5 ГГц. Учитывая тот факт, что в тестируемой видеокарте изначально работа памяти осуществляется на эффективной частоте 4.2 ГГц, у пользователя есть возможность существенно ускорить ее, используя разгон, вследствие чего получается существенный прирост производительности.

Система охлаждения

Стоит отметить, что когда проводился по стандартной карте и Gigabyte Radeon HD 6870 обзор, всегда отдельное внимание уделялось фирменной системе охлаждения Twin Frozr III, занимающей два слота и состоящей из алюминиевого радиатора с пятью тепловыми трубками, а также специального кожуха с дуэтом 80 мм вентиляторов, обеспечивающих эффективное нагнетание воздуха на радиатор.

По словам самого производителя, благодаря использованию системы охлаждения температура графического ядра на 21 градус ниже по сравнению со стандартной референсной турбиной, когда устройство работает при предельно возможной нагрузке. При этом маркетологи говорят о том, что фирменный кулер великолепно справляется со своей миссией, благодаря чему в процессе работы издается на 7 дБ меньше шума. По информации из описания, такая высокая эффективность кулера достигается за счет использования вентиляторов Propeller Blade, которые являются разработкой компании MSI и впервые начали использоваться именно на этих устройствах.

Год назад AMD представила серию видеокарт Radeon HD 5800 , которая вывела компанию в лидеры рынка графических ускорителей. Но нельзя останавливаться на достигнутом, и вот перед нами уже представители новой серии HD 6800.

Перед анонсом ходило множество слухов о не совсем понятном позиционировании будущих видеокарт и небольшой рокировке в системе наименований. Особенно бурные эмоции у читателей нашего сайта вызывали данные о том, что производительность Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 будет не выше (а то и ниже), чем у старых решений на базе Cypress. Настало время сорвать покровы тайны и представить вам Radeon HD 6870.

Для начала немного разберемся с позиционированием видеокарт серии HD 6800. На нижнем слайде отлично видно, что старший Radeon HD 6870 занимает по производительности среднее положение между Radeon HD 5850 и Radeon HD 5870. Младший Radeon HD 6850 размещен на ступеньку ниже Radeon HD 5850, можно сказать, что это замена Radeon HD 5830 (про эту карту как-то забыли и даже не представили ее на графике).


Такая расстановка немного запутает потребителей, ведь за последние годы все привыкли, что топовые одночиповые видеокарты Radeon имеют номер, оканчивающийся на 870 (HD 3870, HD 4870, HD 5870). А тут получается, что новый Radeon HD 6870 выступает в качестве замены Radeon HD 5850. Роль одночиповых флагманов в новой линейке видеокарт отведена Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 на базе архитектуры Cayman, которые будут презентованы в конце ноября.

Появление видеокарт Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 — это ответ на GeForce GTX 460 , удачно занявшего нишу между Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850. Компания AMD пошла по стопам NVIDIA, и новый графический чип под кодовым именем Barts — это ни что иное, как немного урезанный Cypress на более высоких частотах.


Графический процессор состоит из 14 SIMD-ядер, структура которых аналогична таковым у Cypress. Вот только старый RV870 изначально имел 20 таких ядер. Каждый SIMD Engine включает 16 шейдерных блоков, выполняющих по 5 операций за такт, т.е. всего имеем 1120 вычислительных блоков. Это ровно столько же, сколько и у Radeon HD 5830. Аналогично и число TMU — их 56. Количество ROP идентично Radeon HD 5850 — их 32.

Такая нехитрая реорганизация помогла уменьшить число транзисторов с 2,15 млрд. до 1,7 млрд., а площадь ядра уменьшилась почти на треть — с 334 мм 2 до 255 мм 2 . Это позволило добиться меньшего энергопотребления и уменьшения себестоимости производства GPU.

Помимо «обрезания» новый графический процессор был немного доработан. В егосостав были включены два управляющих Ultra-Thread Dispatch Processor вместо одного у RV870, кроме того, подвергся доработке блок тесселяции. Со слов AMD, это обеспечило 1,5-2-кратное превосходство над старым GPU в некоторых режимах тесселяции.

Сообщение с памятью GDDR5 осуществляется по 256-битной шине, реализованной на четырех 64-битных контролерах. Собственно, все тоже самое, что и ранее.

Догнать предшественников на ядре Cypress новичкам удается в основном за счет более высоких частот, что отлично видно по следующей таблице.

Характеристики видеокарт Barts и Cypress

Видеоадаптер Radeon HD 6850 Radeon HD 6870 Radeon HD 5830 Radeon HD 5850 Radeon HD 5870
Ядро Barts Pro
Barts XT
RV870 RV870 RV870
1700 1700 2154 2154 2154
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40
Площадь ядра, кв. мм 255 255 334 334 334
960 1120 1120 1440 1600
Количество текстурных блоков 48 56 56 72 80
Количество блоков рендеринга 32 32 16 32 32
Частота ядра, МГц 775 900 800 725 850
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 4000 4200 4000 4000 4800
Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024
11 11 11 11 11
Интерфейс PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1
Заявленная потребляемая мощность, нагрузка/простой, Вт 127/19 151/19 175/25 170/27 188/27

У старшего Radeon HD 6870 ядро работает на частоте в 900 МГц, против 725 МГц у Radeon HD 5850 и 850 МГц у Radeon HD 5870. Даже чисто теоретически такая рабочая частота должна в значительной мере компенсировать 28% разницу в числе потоковых процессоров между Radeon HD 6870 и Radeon HD 5850 и давать преимущество TMU и ROP блокам Barts XT. На фоне высокой частоты ядра память GDDR5, работающая на 4,2 ГГц, не впечатляет, тем более, что даже в прошлом поколении были видеоадаптеры, у которых частоты памяти достигали 4,8 ГГц.

У младшего Radeon HD 6850 отключено два SIMD-ядра, соответственно, число потоковых процессоров уже 960, а текстурных блоков 48. Рабочая частота GPU снижена до 775 МГц, памяти — до 4000 МГц. Конкурировать с Radeon HD 5850 эта видеокарта, конечно, не сможет, но с Radeon HD 5830, возможно, еще потягается.

Одним из важных преимуществ новых видеокарт является уменьшенное энергопотребление. Даже при частоте 900 МГц старший представитель Barts укладывается в 151 Вт, в то время как энергопотребление Radeon HD 5850 — 170 Вт. Младшая модель довольствуется 127 Вт. Даже экономичный режим стал еще более экономным — 19 Вт в простое против 27 Вт у Cypress.

Количество внешних разъемов достигло пяти штук. Карты оснащаются двумя mini DisplayPort стандарта 1.2, одним HDMI 1.4a и парой DVI. Технология AMD Eyefinity получила развитие до AMD Eyefinity Multi-Display Technology. Теперь можно подключать сразу несколько устройств к одному порту DisplayPort через специальный хаб. Поддерживается вывод 3D-изображения через порт HDMI 1.4a.

Вообще, что касается 3D, то у нас, наконец-то, появилась альтернатива NVIDIA 3D Vision. Это и неудивительно, ведь «стереовидение» постепенно набирает популярность. А после того, как Sony добавила поддержку стерео-режима для своей консоли, то стало ясно, что вектор развития игровых технологий окончательно сместился в эту область. С новым поколением видеокарт появляется поддержка новой технологии AMD HD3D. Компания говорит об «открытой инициативе», которая предоставляет возможности для сотрудничества любым производителям оборудования (мониторов, очков) и софтверным компаниям в рамках данной программы. На данный момент благодаря поддержке партнеров DDD и iZ3D (занимающихся разработкой программного обеспечения для конвертации в Stereo 3D) данную технологию можно задействовать в 400 играх. Но нативную поддержку HD3D нам обещают лишь в 2011 году.

В очередной раз улучшен блок Unified Video Decoder и появилась поддержка декодирования Blu-ray 3D (у NVIDIA это было доступно еще со времен GeForce GT 240).
HIS 6870 Fan 1GB (H687F1G2M)

В данной статье мы рассмотрим Radeon HD 6870 от компании HIS.



Комплект поставки включает:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • два переходника питания molex/PCI-E;
  • мостик CrossFire;
  • диск с драйверами;
  • инструкции.
Видеокарта немного длиннее Radeon HD 5850.


Округлые формы сменились прямыми углами. На боковой и задней панели имеются красные пластиковые вставки.



С боковой стороны расположены два 6-pin разъема питания.

На заднюю панель вынесено два разъема DisplayPort, один HDMI и пара DVI.


Система охлаждения — типичная «турбина». Массивное алюминиевое основание служит радиатором для микросхем памяти и силовых элементов системы питания. Для охлаждения графического чипа предусмотрен большой радиатор с тремя тепловыми трубками.


Верхний кожух крепится защелками по образу и подобию референсных систем охлаждения видеокарт NVIDIA. Вот только, если у GeForce при должной аккуратности снять кожух можно, не разбирая видеокарту, то у Radeon HD 6870 защелки и пластик крышки настолько тугие и твердые, что процесс разборки отнимает уйму времени и нервов, не говоря уже о необходимости предварительного демонтажа кулера.


Для сравнения ниже приведено фото системы охлаждения Radeon HD 5850.


Хорошо видно, что новичок обладает большим радиатором. В основе его одна 8-мм тепловая трубка и две стандартные 6-мм трубки.



Обдувается вся конструкция радиальным вентилятором FD9238H12S. Такие же вентиляторы устанавливаются на Radeon HD 5850.


Длина платы — 24 сантиметра. Компоновка элементов немного необычна, ведь система питания перенесена в левую часть, ближе к внешним разъемам. В отличие от видеокарт HD 5800 данный адаптер имеет лишь один разъем CrossFire.



Четырехфазная система питания GPU реализована на контроллере Chil CHL8214 c поддержкой протокола I2C. Значит, возможен софтвольтмод, но пока еще нет соответствующих программных средств. Ждем новую версию MSI Afterburner.


Графический чип Barts имеет прямоугольную форму. Вместо логотипа ATI на нем красуется AMD. С этой серии производитель полностью отказывается от старого бренда, и знакомую надпись ATI вы уже больше не увидите.


Общий объем памяти в один гигабайт набран восемью микросхемами Hynix H5GQ1H24AFR T2C.


Ядро функционирует на частоте 900 МГц, память GDDR5 — на 1050 (4200) МГц.


Несмотря на то что последняя версия утилиты MSI Afterburner вышла за полтора месяца до появления новых видеокарт Radeon, мониторинг и разгон для HD 6800 работает без проблем. Недоступна пока лишь функция программной регулировки напряжения GPU.

Видя данные о более низком энергопотреблении в сравнении с HD 5850, и наблюдая у Radeon HD 6870 больший радиатор, мы надеялись на более низкие частоты при меньшем уровне шума. Но вышло все с точностью до наоборот. При 12-минутной нагрузке Crysis Warhead на максимальных настройках качества со сглаживанием ядро разогрелось до 83 °С (при 21,5 °С в помещении). Обороты вентилятора достигли 35%, создавая весьма заметный гул. Референсный HD 5850 в аналогичных условиях прогрелся лишь до 76 °С при более низких оборотах.


В FurMark температура и вовсе достигла отметки в 90 °С.


От GPU, работающего на 900 МГц, не ждешь большого прироста при разгоне, особенно без поднятия напряжения. Хотя наш экземпляр без проблем преодолел 1 ГГц и смог сохранять стабильность на 1015 МГц даже на номинальном напряжении.


А вот память разочаровала, ведь ее стабильным максимумом оказалась частота 4520 МГц. На таких частотах сохранялась стабильность в игровых приложениях и в FurMark при максимальных оборотах вентилятора.
Другие участники тестирования


Эта видеокарта нам уже хороша знакома. Последний раз она принимала участие в нашем обзоре GeForce GTX 465 и GeForce GTX 460. Рабочие частоты ее стандартны для адаптеров серии HD 5830 — 800/4000 МГц. Разгон — 915/5200 МГц.


Референсный Radeon HD 5850 в исполнении HIS. Частоты полностью соответствуют стандартным спецификациям — 725/4000 МГц. Разгон — 1000/4912.


Референсный видеоадаптер , оснащенный нестандартным кулером. Частоты соответствуют стандартным спецификациям — ядро работает на 675/1350 МГц, память на 3600 МГц. Разгон данного экземпляра — 850/1700/4280 МГц.


Разогнанная версия GeForce GTX 460, которая функционирует на частотах 800/1600/4000 МГц. Разгон слабо отличается от референсных аналогов — 855/1710/4300 МГц. Данный экземпляр присутствовал у нас небольшое время и протестирован лишь в некоторых приложениях, поэтому его результаты присутствуют не во всех графиках.


Референсный GeForce GTX 470 производства ASUS. Рабочие частоты стандартны — 608/1215/3348 МГц. Разгон - 800/1600/4060 МГц. Более подробный обзор данного продукта будет в одном из следующих обзоров на нашем сайте.

Характеристики тестируемых видеокарт

Видеоадаптер HIS
HD6870
1GB
Sapphire
HD5830
1GB
HIS
HD5850
1GB
Zotac
GeForce
GTX460
1GB
Palit
GeForce
GTX460
Sonic
Platinum
ASUS
ENGTX470
2DI/1280MD5
GeForce
GTX470
Ядро Barts XT RV870 RV870 GF104 GF104 GF100
Количество транзисторов, млн. шт 1700 2154 2154 1950 1950 3200
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40
Площадь ядра, кв. мм 255 334 334 367 367 526
Количество потоковых процессоров 1120 1120 1440 336 336 448
Количество текстурных блоков 56 56 72 56 56 56
Количество блоков рендеринга 32 16 32 32 32 40
Частота ядра, МГц 900 800 725 675 800 608
Частота шейдерного домена, МГц 900 800 725 1350 1600 1215
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256 320
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 4200 4000 4000 3600 4000 3348
Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024 1280
Поддерживаемая версия DirectX 11 11 11 11 11 11
Интерфейс PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1
Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт 151 175 170 160 n/a 215

Тестовый стенд

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Core 2 Quad Q9550 (2,83@3,95 ГГц, 465 МГц FSB);
  • кулер: Thermalright Ultra-120 eXtreme;
  • материнская плата: ASUS Rampage Formula (Intel X48 Express);
  • память: OCZ OCZ2FXE12004GK (2x2GB, DDR2-1200@1162 МГц при таймингах 5-5-5-15);
  • звуковая карта: Creative Audigy 4 (SB0610);
  • жесткий диск: WD3200AAKS (320 ГБ, SATA II);
  • блок питания: Seasonic SS-850HT (850 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
  • драйверы видеокарт: ATI Catalyst 10.7, NVIDIA ForceWare 258.96;
  • драйверы Radeon HD 6870: Catalyst 10.10.
В операционной системе были отключены User Account Control, Superfetch, Windows Defender и визуальные эффекты интерфейса. Файл подкачки фиксировался на уровне 1024 МБ.Видеокарта Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum обозначена на диаграммах как GTX 460 Sonic Pl.

Приложения под DirectX 9

Call of Duty: Modern Warfare 2



Со сглаживанием в данной игре видеокарты Radeon справляются с трудом, в этом режиме по минимальному fps GeForce GTX 460 почти не уступает Radeon HD 5850. Новичок имеет преимущество в 5% над HD 5850.

Borderlands


Разница между HD 5850 и HD 6870 около 11% в пользу последней. Cypress обходит новичка при разгоне.

Tom Clancy"s Splinter Cell: Conviction



Небольшое преимущество Radeon HD 6870 над HD 5850 по среднему fps, но по минимальному выигрывает старая видеокарта.


В простом режиме производительность Radeon HD 6870 находится на одном уровне с GeForce GTX 470.


При активации параметра «сглаживание» в меню игры, GeForce GTX 470 уступает немного даже Radeon HD 5850. GeForce GTX 460 не может достичь уровня производительности новичка даже при разгоне до 850/1700/4280 МГц.

Приложения под DirectX 10 и DirectX 11




Еще одна победа Radeon HD 6870 над Radeon HD 5850 и практически идентичные с GeForce GTX 470 результаты.

Far Cry 2


Все вполне предсказуемо и лучшие результаты демонстрирует Radeon HD 6870, особенно большой отрыв от соперников в режиме со сглаживанием. С разгоном на первое место выходит уже GeForce GTX 470.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Зов Припяти)


Напомним, что ниже приведены данные самого тяжелого теста SunShafts S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat Benchmark.



В DirectX 11 архитектура Fermi демонстрирует превосходство над Cypress и Barts. GeForce GTX 460 почти не уступает Radeon HD 5850 в простом режиме и даже обходит эту карту при активации сглаживания. У Radeon HD 6870 небольшое преимущество над GTX 460 лишь в простом режиме. GeForce GTX 470 — вне конкуренции, особенно при разгоне.

Графическим ускорителям Radeon легко дается простой режим без сглаживания. Это один из редких случаев, когда даже Radeon HD 5830 оказывается производительнее GeForce GTX 460. Но со сглаживанием ситуация немного меняется в пользу карт GeForce, и даже Radeon HD 6870 немного уступает по среднему fps старшему представителю зеленого лагеря.

Metro 2033


Прежде чем оценивать результаты в этой игре, отметим, что на Radeon HD 6870 наблюдались проблемы с отображением теней. Точнее почти все вокруг было накрыто сплошной тенью, лишь боковые объекты выныривали из этой тени на свет. При подобных визуальных артефактах не стоит говорить об абсолютно адекватных результатах, но все же мы их приводим для ознакомления. А данный «баг», надеемся, исправят в новых драйверах.


Выводы

Настало время подвести итоги. Видеокарты семейства Barts вышли продуктами довольно интересными. В рамках одного техпроцесса, без существенной модернизации архитектуры, AMD выпустила более экономичные и производительные решения по сравнению с предшественниками. Расширение линейки видеокарт Radeon привело к небольшой неразберихе с наименованиями, что на первых порах, возможно, введет в заблуждение некоторых потенциальных покупателей. Radeon HD 6870 не стоит воспринимать как замену для одночиповому флагману Radeon HD 5870. Уровень производительности старшего Barts находится между Radeon HD 5850 и Radeon HD 5870. При этом стоимость его ниже, чем у старших Cypress. Карта заняла ценовую нишу между Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, где еще недавно властвовал 256-битный GeForce GTX 460. Вот только с новичком адаптер NVIDIA не может тягаться. В большинстве приложений у Radeon HD 6870 такой отрыв, что разгон GeForce GTX 460 не всегда помогает его компенсировать. Не случайно сразу же после анонса Barts калифорнийский производитель поспешил объявить о снижении цен на GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Как мы убедились по итогам нашего тестирования — шаг вполне оправданный.

В чем же секрет успеха Radeon HD 6870? Высокий уровень производительности обеспечивается удачной комбинацией вычислительных блоков при высокой рабочей частоте. Аналог старой серии, Radeon HD 5830, при тех же 1120 потоковых процессорах уступает новичку в некоторых случаях до 40%. Но ни одними шейдерными блоками обеспечивается вычислительный потенциал GPU в игровых приложениях, что отлично демонстрирует нам слабый HD 5830 с 16 ROP. Ну и само собой, более компактный чип при меньшем энергопотреблении и тепловыделении позволяет безболезненно использовать более высокие частоты. Хотя в жизни это выглядит не так радужно, как в теории. За 10% превосходства над Radeon HD 5850 пользователю приходится расплачиваться более высоким уровнем шума при более высоких температурах. А ведь система охлаждения новичка включает более массивный радиатор, чем у референсного HD 5850.

Вообще, обладателям Radeon HD 5850 не стоит беспокоиться по поводу появления такой новинки. И не только из-за меньшего уровня шума и нагрева. «Производительность на мегагерц» выше у старичка HD 5850. Он легко нагонит новинку при небольшом повышении частот. А если вы захотите выжать максимум из RV870, то получите более производительное решение, чем разогнанный Radeon HD 6870. Небольшой частотный «запас» у Radeon HD 6870 приводит к тому, что лидерские позиции этого акселератора быстро теряются под натиском форсированных Radeon HD 5850 и GeForce GTX 470. Впрочем, разгон — это разговор отдельный и не всегда дополнительное вложение средств в охлаждение карты оправдано итоговым результатом. Для пользователей, которые этим вообще не интересуются, Radeon HD 6870 станет лучшей покупкой. Это также спровоцирует новую ценовую войну в middle-end-сегменте (собственно, она уже началась), что приведет к снижению цен на другие модели. Для потребителей это лишь плюс.

В нашем обзоре мы лишь вскользь упомянули о младшей видеокарте Radeon HD 6850. Окажется ли она столь же удачной как и собрат, мы выясним уже в одной из следующих статей.

Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:

  • DCLink — видеокарты Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum и ASUS ENGTX470/2DI/1280MD5;
  • Eletek — память OCZ OCZ2FXE12004GK;
  • HIS — видеокарты HIS HD 5850 1GB и HD 6870 Fan 1GB;
  • Syntex — блок питания Seasonic SS-850HT (S12D-850);
  • — жесткий диск WD3200AAKS;
  • Zotac — видеокарта Zotac GeForce GTX 460 1GB (ZT-40402-10P).

И Radeon HD 6870 были выпущены взамен решений серии AMD Radeon HD 57** значительно переработанными и более энергоэффективными, что позволило данной продукции стать гораздо более выгодным приобретением, нежели видеокарты от конкурента серии NVIDIA GeForce 400. Несмотря на появление новых видеокарт NVIDIA GeForce 500, которые уже более легко конкурируют с видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 производители продолжают выпускать все новые и новые решения на базе данных платформ.
Еще зимой текущего года был произведен анонс видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, которая кроме традиционного заводского разгона для серии Turbo, смогла похвастаться наличием уникальной системы охлаждения IceQ X. Данная система охлаждения не новая и уже знакома нашим постоянным читателям по нашим предыдущим обзорам видеокарт от Hightech Information System Limited (HIS).

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, нам хотелось бы более подробно остановиться на линейке графических решений - AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Связано это с тем, что многие пользователи приобретая графические решения данной серии заблуждаются относительно их уровня производительности. В частности, компания AMD пошла на хитрый ход. Выпустила видеокарты среднего ценового диапазона для замены продуктов из линейки AMD Radeon HD 57**, а обозначила ее как AMD Radeon HD 68**. Это необходимо учитывать, так как заменять видеокарту серии AMD Radeon HD 58** на продукт данной серии врятли имеет смысл. Вы либо получите меньшую производительность, либо аналогичную.

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6800 хоть и относятся к среднему ценовому сегменту, в референсном исполнении их длина достигает 25 сантиметров, поэтому установить их в тесные корпуса ITX не получится. Многие пользователи после приобретения видеокарты данной серии начинают жаловаться на низкую производительность и связывают ее с наличием шины PCI-Exp 2.0 вместо PCI-Exp 2.1, которую поддерживает видеокарта. На самом деле, никакой здесь взаимосвязи нет. Данные интерфейсы обратно совместимы и применение любой из них не ограничивает конечную производительность вашей видеокарты. Низкий уровень производительности может быть связан с наличием медленного процессора, который не может адекватно нагрузить вашу видеокарту.

Картинка кликабельна --

Вторым ключевым моментом при приобретении видеокарт серии AMD Radeon HD 6800 является мощность блока питания. На большинстве сайтов рекомендуют приобретать блок питания мощностью не менее 500 ватт в случае с одиночной видеокартой и 720 ватт в случае двух видеокарт в режиме CrossFire. Мы считаем, что для одной видеокарты блока питания мощностью 450 ватт стандарта ATX 2.xx вполне достаточно, даже в режиме разгона. Естественно, многое еще зависит от имеющихся у вас других комплектующих - процессора, приводов, жестких дисков и т.д.

Третьим вопросом, которым задаются наши пользователи в магазине компьютерных комплектующих, является решение выбора между видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Естественно, старшая видеокарта стоит дороже, но ключевой вопрос состоит в том, насколько данная стоимость сопоставима с производительностью. Мы можем с уверенностью сказать, что разница в уровнях производительности двух данных видеокарт не превышает пятнадцати процентов. Чаще всего данная цифра колеблется в районе 10%. Если же видеокарту AMD Radeon HD 6850 разогнать в домашних условиях, то ее уровень производительности будет сопоставим с производительностью старшей видеокарты. Это будет оправданно, если вам попадется удачный экземпляр. Так как младшая видеокарта имеет урезанное ядро Barts Pro, а старшая видеокарта полноценное ядро Barts XT.

Говоря о разгоне видеокарт данной серии следует остановиться на том, что видеокарты имеют разные частоты в 2D и 3D режиме. Переключение из одного режима в другой может происходить и без каких-либо объективных причин, - это особенность видеокарты. Естественно, мы не имеем в виду сбрасывание частот с 3D уровня на 2D.

Опыт показывает, что разгонять имеет смысл только младшие видеокарты AMD Radeon HD 6850, разгон видеокарты Radeon HD 6870 не дает адекватного прироста производительности из-за несущественного разгонного потенциала. Тем не менее, частоту в 1 Ггц по ядру берет большинство видеокарт Radeon HD 6870, но из-за высокой номинальной частоты равной 900 Мгц, данный разгон не превышает 10% от номинальных значений.

Картинка кликабельна --

Разгон видеокарт данной серии следует осуществлять либо традиционными способами с помощью закладки OverDrive в панели драйвера, либо через MSI Afterburner. Последняя программа предпочтительнее, так как снятие ограничения в разгоне осуществляется достаточно просто, путем настройки файла MSIAfterburner.cfg, где указываете UnofficialOverclockingMode = 1 для отключения контроля за разгоном.

Поклонники разгона видеокарт через официальные драйвера также получили возможность снятия ограничений разгона. Чаще всего рекомендуется перепрошивка видеокарты БИОСом от MSI Cyclone Power Edition. Естественно, метод этот достаточно рискованный в плане необходимости восстановления БИОСа видеокарты "вслепую", поэтому все риски при выполнении данной процедуры пользователь берет на себя.

Ключевым и наиболее интересным моментом для оверклоккера является возможность софтвольтмода на видеокарте. Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 подерживает софтвольтмод. Как правило, он выполняется через туже программу MSI Afterburner. При этом следует отметить, что данной возможностью не обладают видеокарты от компании PowerColor и Gigabyte, поэтому оверклоккерам лучше обходить их стороной.

В ходе разгона видеокарты и осуществления софтвольтмода у пользователей возникает традиционный вопрос: "До какого предела можно осуществлять повышение частот и напряжений?". По поводу повышения частот ответ вполне стандартен - необходимо повышать до максимально возможных стабильных частот. Видеокарты очень редко выгорают в результате установленных высоких частот, чаще всего проблемы возникают в результате подачи высокого напряжения на ядро.

Итак, номинальными напряжениями у видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 являются 1,148 в и 1,172 в соответственно. Вторая видеокарта трудится на более высоких частотах, поэтому работает при более высоком рабочем напряжении. Максимальный уровень выставляемого напряжения в ходе разгона должен полностью зависит от ваших условий работы видеокарты и конкретного экземпляра. В большинстве случаев, следует ограничиться числом 1,275 вольт, так как дальнейшее повышение редко приводит к существенному повышению рабочих частот. Чаще всего это будет наблюдаться только при разгоне видеокарты в условиях водяного охлаждения или других "изощренных способов". На воздухе выше 1,275 вольт идти не следует, а, наоборот, лучше постоянно контролировать рабочие температуры своей видеокарты.

Картинка кликабельна --

В ходе осуществления любого софтвольтмода будь-то на видеокартах AMD Radeon HD 6850/Radeon HD 6870 или на других решениях следует понимать тот факт, что программные значения напряжения не всегда будут соответствовать реальным. Если имеется возможность лучше на точках замера напряжений контролировать измененные напряжения. Наши тесты показали, что выставление напряжения 1,275 вольт через программы реально дает напряжение 1,3 вольта на ядро. Это встречается не на всех видеокартах, но все-таки встречается и может привести к так называемой "деградации видеокарты".

Понятие деградация видеокарты не ново в оверклоккерском мире и достаточно давно обсуждается в нем. Проявляется оно при чрезмерном разгоне видеокарты, а именно, при подаче чрезмерного напряжения на ядро. Деградация видеокарты приводит к постепенному снижению ее разгонного потенциала. Как правило, процесс необратимый, но его можно всегда остановить - установив номинальные напряжения. Среди пользователей несколько лет уже обсуждается вопрос о том, с чем связано данное явление. Причин здесь может быть только две - либо деградирует само ядро, либо система питания. Естественно, нельзя исключить и сочетанное взаимодействие данных факторов.

Опыт работ среди оверклоккеров на предыдущих поколениях видеокарт показывает, что наиболее часто причина кроется в системе питания видеокарты. Чрезмерное повышение напряжения приводит к повышенному энергопотреблению, на которое бывает не рассчитана распаянная система питания, что приводит к постепенному снижению мощностных показателей цепи с периодическими просадками напряжения. Косвенно это подтверждается тем, что банальная замена конденсаторов на деградированной видеокарте на новые, позволяет увеличить ее разгонный потенциал. Учитывая все это, мы не рекомендуем выходить за рамки реальных 1,275 вольт подаваемых на ядро у видеокарт обсуждаемой серии.

Картинка кликабельна --

Попутно хочется предостеречь обладателей видеокарт от компании ASUS. Продукция данной компании пользуется популярностью в нашей стране, поэтому многие вначале прицениваются к ней и если разница в стоимости устраивает, приобретают ее. Разгон видеокарт от ASUS осуществляется утилитой ASUS Smart Doctor, которой комплектуются видеокарты данного производителя. Особенностью данной программы является то, что она показывает значения напряжения примерно на 0,1 вольт ниже действительных. Тем самым, выставив указанные нами 1,275 вольт, вы рискуете на ядре получить 1,375 вольт и благополучно вывести ее из строя при первом же тестировании.

Многие владельцы видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 начинают сдавать их по гарантии в связи с неработоспобностью нижнего слота DVI через переходник DVI-to-VGA. На самом деле никакого "криминала" здесь нет и это встречается на всех видеокартах. Для данного переходника предназначен верхний DVI-I порт, а нижний порт не работает с данными переходниками, но полностью работоспособен при подключении обычного DVI кабеля.

Наиболее реальной технической неисправностью видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 может явиться "черный экран", который будет сопровождать пользователя во время прохождения игр. Как правило, восстановить изображение помогает только перезагрузка через кнопку Reset. Причины данного состояния может заключаться в двух причинах:
- низкое напряжение на линии 12 воль блока питания,
- бракованный контроллер напряжения на видеокарте.

В первом случае необходимо менять блок питания, то есть случай по видеокарте не гарантийный, во втором случае, необходимо нести видеокарту по гарантии. Главная проблема - диагностика причины неисправности.

Картинка кликабельна --

Для диагностики необходимо выполнить простую манипуляцию. После подачи нагрузки на процессор и видеокарту берете мультиметр и на Molex (четырехштырьковом коннекторе) блока питания измеряете напряжение по линии 12 вольт. 12 вольт подается на желтый провод и ближайший к нему черный. Если данная цифра уходит далеко 11,7 вольт, то точно необходимо менять блок питания. Если же значение болтается в районе 12 вольт, то неисправен контроллер питания видеокарты и ее необходимо сдать по гарантии.

Перед сдачей не забудьте убрать все признаки модификаций, если вы перепрашивали БИОС и т.д. Наиболее часто проблемы с контроллером напряжения встречаются у видеокарт Gigabyte GV-R685OC-1GD, но от брака ни одно решение не застраховано.

Если же гарантия прошла, а денег на новую видеокарту нет, то решение проблемы - снизить частоты на проблемном компоненте. Практика показала, что при проблемах с контроллером страдает видеопамять, и снижение ее рабочей частоты позволяет забыть о проблеме "черного экрана".

В редких случаях пользователи жалуются на свист со стороны видеокарты при игре в игры. Данная проблема бывает связана с одной причиной - низким качеством вашего блока питания, который просаживает напряжение по линии 12 вольт. Если все-таки у вас действительно "не удачный" экземпляр, то возьмите в руки радиотехнический лак и промажьте им свистящую катушку - это позволит решить проблему.

Заключение

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 нельзя назвать проблемными. Стабильная работа в течение длительного времени - это их настоящая характеристика. Некоторые проблемы могут быть при установке драйверов к данным видеокартам, но предварительная полная чистка ранее установленных драйверов позволит решить данную проблему раз и навсегда.


Вторая половина прошлого и большая часть нынешнего года прошли для графического подразделения компании AMD весьма удачно. Судите сами, выход первого в мире графического ускорителя с поддержкой DirectX 11, который отличался отменной производительностью и относительно холодным нравом, заставил многих по-новому взглянуть на семейство Radeon. Зачастую даже самые ярые поклонники продукции калифорнийской NVIDIA переходили на сторону AMD, ведь их любимая компания, на тот момент, не могла предоставить альтернативу. В результате, NVIDIA потеряла значительную долю рынка настольной графики, уступив место лидера компании AMD.

Теперь для AMD основной задачей является укрепление своих позиций и дальнейшее развитие успеха, в то время как NVIDIA всеми силами будет стараться изменить своё положение и наладить выпуск конкурентоспособных решений на базе архитектуры Fermi. Некоторые из этих решений, уже вышедших на рынок, создают немало хлопот для представителей красного лагеря. Так, например, GeForce GTX 460 достаточно успешно конкурирует с Radeon HD 5830, да и GeForce GTX 470 вместе с флагманом в лице GTX 480 выглядят достаточно уверенно. И если со старшим на данный момент ускорителем на базе Fermi можно бороться снижением стоимости Radeon HD 5870, то в среднем сегменте возможностей для маневров не так много. Учитывая, что большую прибыль производители получают именно с “середнячков”, а не с топовых решений, самым логичным шагом при продвижении новинок в данной ситуации является “атака” на позиции GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Для этого в качестве оружия в AMD выбрали ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Ну что же, давайте знакомиться с новинками.

Начнём с названия. Несмотря на более высокий цифровой индекс, сама компания AMD позиционирует новинки отнюдь не в качестве полноценной замены Radeon HD 5870. Ускорители Radeon HD 6850, как и Radeon HD 6870, в большинстве случаев окажутся медленнее, чем одночиповый флагман компании. А изменения в цифровом индексе связаны с очередным обновлением архитектуры GPU AMD, и в этот раз, как уже было сказано, “красные” решили начать экспансию не с вершины, а с самой середины.

Официальные слайды AMD говорят о том, что новый Radeon HD 6870 по уровню производительности должен быть немного быстрее Radeon HD 5850, а Radeon HD 6850 займёт место между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850.

Несколько позже подоспеют и старшие ускорители на базе новых GPU, которые получат маркетинговые имена Radeon HD 6970 и Radeon HD 6990. О самых старших представителях нового семейства пока что ничего конкретного неизвестно, а вот о Radeon HD 6850 и 6870 нам есть что рассказать.

Ускорители AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 построены на базе графических процессоров с кодовым именем Barts. С точки зрения архитектуры, новые GPU не содержат революционных изменений. Все модификации, проводимые инженерами AMD, были направлены на улучшение потребительских характеристик новинок.

Итак, вот основные параметры, над улучшением которых поработали инженеры AMD:

  • Более высокая производительность на единицу площади кристалла, благодаря внутренним оптимизациям GPU;
  • Обновлённая DX11 архитектура, более высокая геометрическая производительность, а также усовершенствованная тесселляция;
  • Обновлённые и усовершенствованные технологии улучшения качества 3D-графики. Появление нового режима сглаживания и улучшение алгоритма анизотропной фильтрации;
  • Усовершенствованное ускорение работы с мультимедиа контентом. Поддержка UVD3, AMD APP, Blu-Ray 3D;
  • Усовершенствованные технологии вывода контента. Поддержка AMD Eyefinity, HDMI 1.4a, DP 1.2.

Что касается внутреннего устройства GPU Barts, то оно, как мы и говорили ранее, не подверглось существенной переработке со времён Cypress:

Блок-схема графического процессора Cypress

Блок-схема графического процессора Barts XT

В сравнении с чипом Cypress, новый GPU Barts XT получил меньшее функциональных блоков. Так, количество SIMD ядер, включающих в себя по 16 шейдерных процессоров, уменьшилось с 20 до 14 штук, как следствие, общее число шейдерных процессоров уменьшилось с 1600 (320) до 1120 (224). На каждое SIMD ядро приходится по 4 текстурных блока, как и в случае с GPU Cypress, однако суммарное количество TMU у Barts меньше - 56 (против 80 у Cypress).

Для максимально эффективного управления потоками вершинных, геометрических и пиксельных шейдеров в современных графических процессорах AMD существует так называемый диспетчер потоков, именуемый “Ultra-Threaded Dispatch Processor”. В чипе Cypress всего один такой диспетчер, а вот судя по блок-схеме Barts XT, этот GPU насчитывает уже два таких процессора.

Пожалуй, одним из основных отличий нового графического процессора стал улучшенный блок тесселляции. По заявлению AMD, его производительность в случае с Radeon HD 6870 может быть до двух раз выше, чем у Radeon HD 5870, правда степень превосходства напрямую зависит от уровня тесселляции.

Несмотря на существенный рост качества 3D-моделей с включённой тесселляцией, для современных GPU всё ещё не так просто поддерживать достаточно высокий FPS при максимально возможном уровне тесселляции. На этом слайде приведён пример, в котором показан один объект, с разной степенью тесселляции. Если на один треугольник приходится лишь один пиксел, то в процессе растеризации возникает ряд проблем, например, недостаточная утилизация блока растеризации, так называемый overshading эффект (когда каждый пиксел закрашивается более чем 8 раз), кроме того, в такой сцене слишком много полигонов, чтобы можно было без ущерба активировать мультисэмплинг.

Безусловно, эту проблему не решить простым наращиванием “грубой мощи” графического процессора. Намного эффективнее использовать ряд оптимизаций. Для максимально эффективной работы блока растеризации современных GPU AMD требуется, чтобы на один треугольник приходилось примерно 16 пикселей. Кроме того, высокую степень тесселляции стоит использовать только в том случае, если:

  • Объект находится максимально близко к камере;
  • Только по контуру объекта или в тех частях, где необходимо показать множество мелких деталей.

В свою очередь на удалённых объектах можно использовать низкую степень тесселляции для увеличения производительности

Для любителей максимального качества картинки AMD приготовила приятный сюрприз. Владельцам Radeon HD 5xxx/6xxx станет доступен новый метод полноэкранного сглаживания - Morphological AA

Для реализации алгоритмов MLAA используется специальный пост-фильтр, работа которого, в отличие от некоторых других методов полноэкранного сглаживания, не зависит от расположения границ полигонов. Ускорение MLAA осуществляется посредством DirectCompute. Если передать упрощённо смысл работы MLAA, получится примерно следующее: вначале алгоритм обнаруживает высококонтрастные вершины, анализирует их и на основе полученных данных производит смешивание цветов для каждого пиксела.

Полученные данные можно использовать повторно, а чтобы избежать избыточной выборки данных и, как следствие, падения производительности, используется специальный LDS-буфер (Local Data Share).

Мы предполагаем, что качество работы нового алгоритма должно быть близко к 4x MSAA, при этом производительность, по словам представителей AMD будет близка к более простому режиму CFAA. Новый алгоритм сглаживания совместим с любым DirectX 9/10/11 приложением, для его активации нужно будет включить соответствующую опцию в контрольной панели драйверов. Это мы обязательно проверим, как только представится соответствующая возможность.

Не забыли в AMD и про улучшения качества анизотропной фильтрации. Новые ускорители Radeon HD 6850/6870 поддерживают усовершенствованные алгоритмы работы AF, качество реализации которых не зависит от угла обзора, при этом практически никак не сказывается на производительности.

Для Radeon HD 6850/6870 в новых драйверах AMD станут доступны новые варианты настройки Catalyst A.I. Изменение этих параметров влияет на качество фильтрации текстур. Доступны три положения:

  • High Quality . В этом режиме выключены все оптимизации работы с текстурами;
  • Quality . В этом режиме, который, кстати, включён по умолчанию, работает трилинейная оптимизация и оптимизация анизотропной фильтрации. Как заявляет AMD, используемые “заточки” никак не влияют на качество картинки;
  • Performance. При выборе этого положения оптимизация трилинейной и анизотропной фильтрации работает в более агрессивном режиме, который позволяет повысить скорость, но при этом вы можете заметить потерю качества картинки.

После выхода на рынок AMD Radeon HD 5870 прошло достаточно времени, прежде, чем мы смогли самостоятельно проверить в деле технологию Eyefinity . Уже на тот момент эта технология работала достаточно стабильно, а главное, чувствовался позитивный эффект в играх. Во время анонса Radeon HD 6850/6870 представители AMD не забыли упомянуть о ряде улучшений в работе Eyefinity, среди которых возможность создания нескольких Eyefinity групп, улучшенные алгоритмы переключения дисплеев, поддержка коррекции цвета на каждом отдельно взятом мониторе и т.д.

Более того, в этот раз в AMD решили напрямую сравнить Eyefinity с аналогичной технологией NVIDIA, которая, кстати, была анонсирована спустя некоторое время после Eyefinity. Часть из приведённых аргументов выглядит весьма убедительно, однако с некоторыми всё же можно поспорить.

Как бы то ни было, уже сейчас AMD Eyefinity выглядит более завершённым решением, которое прошло годовую обкатку на рынке и судя по всему доказало свою жизнеспособность.

А вот по части внедрения технологий для просмотра 3D-контента AMD оказалась не первой. Уже довольно давно NVIDIA продвигает на рынок технологию 3DVision, поддержка которой реализована в сотнях игр. Однако, не быть первым, не значит стать худшим. И в AMD это прекрасно понимают. Поэтому, вместе с запуском ускорителей Radeon HD 6850/6870, производитель анонсировал технологию AMD HD3D, которая позволит владельцам новых видеокарт AMD насладиться 3D-стерео играми в полном объёме. В отличие от компании NVIDIA, которая самостоятельно продаёт очки для 3DVision, AMD даёт возможность сторонним производителям заниматься разработкой 3D-очков. Конечному потребителю от этого только польза, разумеется, если предлагаемые решения будут достаточно качественными.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что AMD старается активно участвовать в продвижении параллельных вычислений силами графических процессоров, а также использовать внутренние ресурсов видеокарты для ускорения воспроизведения мультимедиа-контента, например, Blu-Ray 3D. В частности, в GPU Barts встроен видеопроцессор третьего поколения UVD3.

Чтобы подытожить теоретическую часть нашего материала, мы составили таблицу, содержащую данные о технических особенностях современных решений AMD и NVIDIA:

Свойство Название видеокарт
NVIDIA GeForce GTS 450 1 Гб NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт NVIDIA GeForce GTX 470 1280 Мбайт AMD Radeon HD 5750 1 Гбайт AMD Radeon HD 5770 1 Гбайт AMD Radeon HD 5830 1 Гбайт AMD Radeon HD 5850 1 Гбайт AMD Radeon HD 5870 1 Гбайт AMD Radeon HD 6850 1 Гбайт AMD Radeon HD 6870 1 Гбайт
Кодовое имя ядра GF106 GF104 GF100 Juniper Juniper XT Cypres Cypres Cypress XT Barts Barts XT
Техпроцесс,нм 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
Кол-во транзисторов, млн. шт. 1170 1950 3200 1040 1040 2150 2150 2150 1700 1700
Максимальное энергопотребление, Вт 106 160 215 86 108 175 170 188 127 151
Частота ядра GPU, МГц 783 675 607 720 850 800 725 850 775 900
Кол-во блоков ROP, шт 16 32 40 16 16 16 32 32 32 32
Кол-во TMU, шт 32 64 56 36 40 56 72 80 48 56
Кол-во блоков CUDA/ универсальных процессоров 192 336 448 720 800 1120 1440 1600 960 1120
Частота шейдерного домена, МГц 1566 1350 1215
Тип видеопамяти GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5
Разрядность шины памяти, бит 128 256 320 128 128 256 256 256 256 256
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3600 3600 3348 4600 4800 4000 4000 4800 4000 4200
ПСП видеопамяти, Гб/с 57,7 115,2 133.9 73,6 76,8 128 128 153.6 128 134,4
Примерная розничная стоимость по данным Market 3DNews 4600 6700 10200 3800 4700 7500 8700 12500 ~179$ ~239$

По предварительным данным, стоимость Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 составит около 179 и 239 долларов соответственно. Ну что же, чуть позже посмотрим, смогут ли новинки оправдать свой ценник уровнем производительности в современных играх, а пока переходим к внешнему осмотру.

⇡ Внешний осмотр Radeon HD 6870 и Radeon HD 6850

Итак, наконец, перед нами ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Вместе со сменой порядкового номера изменился и внешний вид ускорителей. Новые видеокарты существенно отличаются от своих собратьев предыдущего поколения. Плавные черты и небольшие округлости в дизайне системы охлаждения Radeon HD 5xxx сменились строгими и резкими чертами нового кожуха СО. Порой кажется, что о столь острые углы можно даже порезаться.

Для оценки габаритов новинок мы решили запечатлеть рядом с ними три ускорителя предыдущего поколения: Radeon HD 5870, Radeon HD 5850 и Radeon HD 5770. Оказалось, что по размеру Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 находятся где-то между представителями предыдущего поколения. Radeon HD 6870 оказался несколько короче Radeon HD 5870, но при этом примерно на 1-1,5 сантиметра длиннее, чем Radeon HD 5850. В свою очередь Radeon HD 6850 оказался “зажат” между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850. Как бы то ни было, а габариты Radeon HD 6850/6870 нас не испугали, эти ускорители должны без труда влезть почти в любой корпус.

Наконец-то для лучшей узнаваемости продуктов на кожух системы охлаждения были нанесены название и номер модели ускорителя.

Количество и тип разъёмов на панели выводов у Radeon HD 6850 и HD 6870 абсолютно одинаковы: 2x Mini DisplayProt, HDMI 1.4A, 2x DVI (DL-DVI + SL-DVI). Особо отметим тот факт, что AMD Radeon HD 6850/6870 поддерживают интерфейс DisplayPort версии 1.2, который отличается предыдущей версии данного интерфейса.

Главные отличия заключаются в существенно увеличенной пропускной способности DP 1.2, а также поддержке технологии Multi-Stream, благодаря которой к одному порту DP можно подключить несколько мониторов.

Ускоритель Radeon HD 6850 для нормальной работы требует подключения одного шестиконтактного разъёма питания, а Radeon HD 6870 - двух.

Подсистема питания у обоих ускорителей выполнена по схожим схемам. За питание GPU отвечают четыре фазы (контроллер напряжения CHiL Semiconductor CHL8341). Питание памяти обеспечивает одна фаза (контроллер Anpec APW7165). Наконец, контроллер питания памяти также однофазный.

Система охлаждения Radeon HD 6850

Система охлаждения Radeon HD 6850 состоит из двух частей. Первая часть представляет собой металлическую пластину с наклеенными на неё термопрокладками. Вторая часть - турбина, установленная под пластиковым кожухом СО и продувающая небольшой медный радиатор. Радиатор, в свою очередь, забирает тепло от кристалла графического процессора.

Система охлаждения Radeon HD 6870

Несмотря на внешнее сходство, внутри системы охлаждения Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 существенно отличаются. Так, СО Radeon HD 6870, в отличие от кулера HD 6850, изготовлена с применением тепловых трубок, служащих для равномерного распределения тепла по всей площади радиатора, медное основание которого контактирует с поверхностью графического чипа через тонкий слой термопасты, а тепло от чипов памяти собирается через термопрокладки.

Обе платы комплектуются чипами памяти производства Hynix. Маркировка чипов H5G01H24AFR-T2C, номинальная частота этой памяти составляет 5 ГГц QDR.

⇡ Тестирование

Ну что же, от поверхностного знакомства пора переходить к практическим испытаниям. Приступим. Для начала, ознакомьтесь с конфигурацией тестового стенда и списком тестовых пакетов.

Центральный процессор Intel Core i7 870 @ 4.0 GHz (200x19)
Система охлаждения GlacialTech F101 + 2 x 120 мм кулера
Материнская плата ASUS Maximus III Extreme
Оперативная память DDR3 Super Talent 2x2 Гбайт @ 1890MHz @ 9-9-9
Блок питания IKONIK Vulcan 1200 Вт
Жёсткий диск Samsung SpinPoint 750 Гбайт
Корпус Cooler Master Test Bench 1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate x64
Версия драйверов для карт AMD Catalyst 10.9 (Catalyst 10.10 для Radeon HD 6850/6870)
Версия драйверов для карт NVIDIA ForceWare 260.63

Тестирование проводилось в следующих приложениях:

3DMark Vantage Пресеты Performance, High, Extreme
Battleforge DX 10 Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Colin McRae DiRT 2 DX 11 Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Ультра
детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Crysis v 1.2 x64 DX 10
Just Cause 2 DX 10 Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF.
Alien versus Predator DX 11 Benchmark Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
FarCry 2 DirectX 10 benchmark Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF
Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF
Final Fantasy XIV Режим Low, 1280x720 no AA/AF Режим High, 1920x1200 no AA/AF
Mafia II Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена
Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена
Metro 2033 DX11 Benchmark Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена
Unigine Heaven 2.0 Максимальная детализация, Тесселляция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF

В тестировании принимали участие следующие видеокарты:

  • AMD Radeon HD 5750 (720/4600);
  • AMD Radeon HD 5770 (850/4800);
  • GeForce GTS 450 1 Гбайт (783/1566/3600);
  • NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт (675/1350/3600);
  • NVIDIA GeForce GTX 470 1 Гбайт (608/1215/3348);
  • AMD Radeon HD 5850 (725/4000);
  • AMD Radeon HD 5870 (850/4800);
  • AMD Radeon HD 6850 (775/4000);
  • AMD Radeon HD 6870 (900/4200).

⇡ Разгон

Разгон осуществлялся силами утилиты MSI Afterburner 2.0.0. К сожалению, на данный момент в нашем арсенале не оказалось программы, способной повышать напряжение на графическом ядре Radeon HD 6850/6870. Именно поэтому разгон проходился без повышения напряжения.

Несмотря на высокую номинальную тактовую частоту видеопамяти в 5000 МГц QDR, ни Radeon HD 6850, ни Radeon HD 6870 не смогли работать на частоте памяти выше 1050 (4200) МГц. Что касается роста частот GPU, то здесь ситуация немного лучше. Графический процессор Radeon HD 6850 смог стабильно работать на частоте 850 МГц, а видеочип Radeon HD 6870 осилил 930 МГц. Итоговые частотные формулы составили:

  • 850/4200 МГц для Radeon HD 6850;
  • 930/4200 МГц для Radeon HD 6870.

По правде говоря, от новинок мы ожидали большего. Впрочем, не разгоном единым. Посмотрим, на что способны новинки в современных играх.

⇡ Температура и энергопотребление

В офисном режиме графический процессор Radeon HD 6870 оказался холоднее всех своих коллег, в то время как Radeon HD 6850 показал один из худших результатов, сопоставимых с показателями Radeon HD 5830.

В игровом режиме Radeon HD 6850 вновь оказался на уровне Radeon HD 5830, а вот Radeon HD 6870 разогрелся несколько больше своего коллеги Radeon HD 5850, впрочем, если Radeon HD 6870 окажется быстрее, то такая разница в температуре будет вполне оправдана, тем более, что Radeon HD 6870 показал не самый плохой результат.

Максимальная нагрузка на видеокарту заставила графический процессор Radeon HD 6870 разогреться до 80 градусов Цельсия, в то время как GPU Radeon HD 5850, как и GPU GeForce GTX 460 оказались на 5 градусов горячее. Не подвёл и Radeon HD 6850, который хоть и не оказался также холоден как Radeon HD 5770, но всё же не догнал Radeon HD 5830, что в данном случае - несомненный плюс.

Технологии энергосбережения, реализованные в видеокартах AMD Radeon HD 5xxx и 6xxx, справляются с поставленной задачей вполне успешно. Все видеокарты семейства Radeon HD показывают близкие результаты, впрочем, GeForce GTS 450 и GeForce GTX 460 тоже не отстают. Единственный аутсайдер - GeForce GTX 470, который, будучи установлен на наш тестовый стенд, повлиял на энергопотребление системы не лучшим образом.

В режиме игровой и максимальной нагрузки в лидерах по энергопотреблению оказались системы с установленными ускорителями Radeon HD 5750 и Radeon HD 6850, в то время как остальные решения показывают худшие результаты, особенно это касается ускорителей GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470, которые заметно поднимают уровень энергопотребления системы.

Назвать новые ускорители AMD Radeon HD 6850/6870 лидерами с точки зрения температуры GPU вряд ли возможно, поскольку при типичной игровой нагрузке новинки оказались на уровне или чуть хуже, чем близкие по характеристикам продукты предыдущего поколения. Впрочем, недостатком это также не является, поскольку достигнутые в ходе тестирования температуры не опасными для работы ускорителя. Что же касается энергопотребления, то здесь обе новинки на коне. Система с установленным ускорителем Radeon HD 6870 потребляет чуть меньше энергии, чем эта же система с установленным Radeon HD 5850, не говоря уже о продуктах конкурента, которые оказываются заметно менее экономичными. В свою очередь Radeon HD 6850 вообще потребляет меньше всего энергии в своем классе.

Ускоритель AMD Radeon HD 6850 показывает результат, сравнимый с тем, что демонстрирует нам Radeon HD 5830, и это несмотря на ощутимый перевес последнего в количестве функциональных блоков и частоте. При этом Radeon HD 6850 почти во всех режимах, за исключением Performance, проигрывает GeForce GTX 460. А вот у Radeon HD 6870 дела обстоят немного лучше. Этот ускоритель смог не только побороть “старичка” Radeon HD 5850, но и слегка обойти по сумме баллов GeForce GTX 470! Интересно, как будут обстоять дела в реальных игровых приложениях.

В Battleforge AMD Radeon HD 6850 удаётся без особого труда расправиться с основным конкурентом в лице GeForce GTX 460 во всех без исключения режимах. Интересно, что перед натиском HD 6850 не может устоять и Radeon HD 5830, проигрыш которого усиливается после включения режима полноэкранного сглаживания. Судя по всему, движок Battleforge отреагировал таким образом на большее количество блоков растеризации HD 6850. Тем временем Radeon HD 6870 оказывается быстрее Radeon HD 5850, особенно это видно в тяжёлых режимах со сглаживанием и фильтрацией, где серьёзный вклад в результат вносит показатель ПСП, а также более высокая частота GPU HD 6870. Что же касается противостояния с GTX 470, то здесь ситуация неоднозначная. C одной стороны, Radeon HD 6870 оказывается быстрее GTX 470 в режимах без использования MSAA/AF, с другой же, в тяжёлых режимах вперёд вырывается GeForce GTX 470.

В DiRT 2 ускоритель Radeon HD 5850 почти всегда оказывался слабее GeForce GTX 470, однако теперь за "красных" есть кому постоять. Новый Radeon HD 6870 оказался не только более производительным, чем HD 5850, но и смог опередить GeForce GTX 470 практически во всех режимах. Что же касается Radeon HD 6850, то и этот новичок показывает хорошие результаты. В лёгких режимах HD 6850 лишь немного отрывается от GeForce GTX 460 с 1 Гбайт видеопамяти, а вот в режимах с AA/AF преимущество становится более очевидным и Radeon HD 6850 уходит вперёд.

Судя по результатам, полученным в Far Cry 2, работа инженеров и программистов AMD не прошла даром. Ускоритель Radeon HD 6870 не просто догоняет, но и, порой, слегка обходит своего старшего брата Radeon HD 5870! И это без разгона! Стоит также заметить, что GeForce GTX 470 хоть и опережает Radeon HD 6870, но перевес уже не такой существенный, как, скажем, в случае с Radeon HD 5850.

Аналогичная ситуация складывается и в случае с Radeon HD 6850. Да, в Far Cry 2 GeForce GTX 460 всё-таки немного быстрее, однако разница настолько мала, что вряд ли кто-то обратит на неё серьёзное внимание.

Как мы уже неоднократно отмечали, в Just Cause 2 решения AMD выглядят лучше, чем продукты NVIDIA. В сегодняшней схватке ничего не изменилось. Все представленные решения, за исключением Radeon HD 5830, HD 5770 и HD 5750 оказываются быстрее GeForce GTX 470.

В самом начале материала мы говорили о том, что новые ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 на базе GPU Barts получили усовершенствованный блок тесселляции. В процессе тестирования нам было интересно выяснить, скажется ли это улучшение на расстановке сил в современных играх с тесселляцией. Так вот, Alien versus Predator как раз из таких проектов, где можно посмотреть на результат “апгрейда”. Как и раньше, в лёгких режимах решения AMD обгоняют своих конкурентов из лагеря NVIDIA. А вот в максимально сложных сценах после активации полноэкранного сглаживания решения AMD начинали отставать и уступали пальму первенства продуктам калифорнийцев. В этот раз ситуация немного поменялась. Оба новичка из красного лагеря показали лишь чуть-чуть более высокий результат, чем их старые коллеги по цеху, однако этого оказалось достаточно, чтобы немного обойти GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470.

Результаты тестирования в Final Fantasy XIV Official Benchmark в особых комментариях не нуждаются. И Radeon HD 6850, и Radeon HD 6870 одержали уверенную победу в своей ценовой категории. Остаётся лишь отметить, что авторы этого теста предусмотрели свои оценки “играбильности” для разных диапазонов в баллах:

  • Возможность запуска игры при любых настройках качества без риска получить даже незначительные “тормоза”;
  • Очень высокая производительность. Возможно играть на очень высоких настройках качества даже при высоких разрешениях;
  • Высокая производительность. Игра должна неплохо идти на высоких настройках в высоком разрешении;
  • Достаточная производительность. Игра будет хорошо работать с настройками по умолчанию. Выбор разрешения зависит от производительности видеосистемы;
  • Стандартная производительность. Игра будет хорошо работать только с настройками по умолчанию;
  • Даже с настройками по умолчанию будут наблюдаться небольшие “тормоза”;
  • Игра может работать, но настройка качества уже вряд ли избавит её от "торможений";
  • [До 1500] Недостаточная производительность для игры даже с минимальными настройками.

На наш взгляд, сегодня на рынке не так много игр, которые смогут потягаться с Metro 2033 в качестве графики. Масса деталей, сложная геометрия, реалистичные, а потому ресурсоемкие физические эффекты и т.д. заставляют игрока целиком погрузиться в виртуальный мир. К сожалению, при максимальных настройках ни один из представленных сегодня ускорителей не смог справить с бенчмарком без нареканий.

Расстановка сил такова: ускорители Radeon HD 6850 и HD6870 благодаря усовершенствованному блоку тесселляции в лёгких режимах смогли не только обойти Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, соответственно, но и потягаться с прямыми конкурентами из лагеря NVIDIA. Однако после включения полноэкранного сглаживания дела обстоят не так хорошо - в сверхтяжёлых режимах производительность продуктов AMD заметно падает, чем незамедлительно пользуются конкуренты.

Lost Planet 2 - одна из самых новых игр с поддержкой DirectX 11. На максимальной детализации даже Hi-End ускорители порой показывают недостаточную для комфортной игры производительность. Особенно это касается самых тяжёлых режимов, с активированным полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Как показали наши тесты, в эту игру лучше всего играть на ускорителях NVIDIA, разумеется, если в ближайшее время в драйверах AMD не появится ряд оптимизаций. Без AA//AF Radeon HD 6870 смог приблизиться к скоростным показателям GeForce GTX 470 только после разгона, и то, только в разрешении 1920x1200. Ну а в режимах со сглаживанием все представители зелёного лагеря чувствуют себя достаточно уверенно, обходя даже разогнанные продукты соперника.

В целом, по результатам, полученным в Mafia 2, можно сказать, что новые ускорители Radeon HD 6850/6870 оказываются быстрее своих коллег - Radeon HD 5830/5850 и идут наравне с продуктами конкурентов, то обгоняя, то уступая им по величине среднего FPS.

В одной из наших предыдущих статей мы уделили особое внимание тесселляции и производительности современных видеокарт при её включении. Тогда мы выяснили, что при активации сложных режимов тесселляции решения NVIDIA показывают себя довольно хорошо. В этот раз, мы также заинтересовались вопросом производительности при экстремальной детализации тесселляции. В качестве примера нами была измерена производительность графических ускорителей в бенчмарке Unigine Heaven 2.0 в двух разрешениях при максимальной степени детализации. По результатам тестирования можно смело сказать, что проведённые инженерами AMD модификации, безусловно, пошли на пользу Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870, ведь даже неразогнанный ускоритель Radeon HD 6870 обходит своего старшего собрата HD 5870. Тем не менее, решения NVIDIA по-прежнему несколько быстрее. Теперь же самое время подвести итоги.

⇡ Выводы

Изучив новые графические ускорители AMD Radeon HD 6850/6870, мы с уверенностью можем сказать, что новинки удались на славу. На данный момент AMD не нуждается в революциях, ведь её графические решения прекрасно справляются практически со всеми необходимыми задачами. А вот эволюционное развитие не мешает никогда, и Radeon HD 6850/6870 тому хороший пример. Эти решения уверенно обходят в играх не только “старичков” в лице Radeon HD 5830/5850, но в некоторых случаях вплотную подбираются к флагману - Radeon HD 5870, а всё благодаря ряду изменений, делающих GPU Barts более сбалансированными, чем их предшественники. Кроме того, нельзя не отметить и другие приятные изменения, которые пришли на рынок вместе с новыми ускорителями. Это MLAA, обновлённый алгоритм анизотропной фильтрации, поддержка новых Eyefinity-режимов и т.д. Единственное, что нас огорчило, так это слабый потенциал разгона. Впрочем, дождёмся появления в продаже решений от разных производителей и только тогда будем делать окончательный вывод. На данный момент мы считаем, что новые GPU Barts и видеокарты на их основе достойны хорошей оценки, а если ещё и цена в рознице будет на уровне рекомендованной…

Лучшие статьи по теме