Гид компьютерного мира - Информационный портал
  • Главная
  • Советы
  • Обзоры и полезная информация для радиолюбителей. Автомобильные рации VI

Обзоры и полезная информация для радиолюбителей. Автомобильные рации VI

Радиостанция предназначена для установки на автомобиле и работает в любительском диапазоне 144-146 МГц с частотной модуляцией. Сетка частот радиостанции совпадает с международным их делением в этом диапазоне. Стабильность частоты радиостанции обеспечивается синтезатором частоты. При испытании она показала очень хорошие результаты. Так, по трассе связь была устойчивой между двумя автомобилями на расстоянии более 40 км, а в условиях крупного города - 15-20 км. Радиостанция проста в изготовлении и эксплуатации, имеет небольшие габариты и не содержит дефицитных комплектующих изделий. Параметры радиостанции следующие: - количество каналов, обеспечиваемое синтезатором, - 160; - шаг сетки частот - 12,5 кГц; - модуляция частотная с девиацией - 3 кГц; - чувствительность радиоприемника-0,1 мкв; - избирательность но побочным каналам приема - 60 дБ; - мощность передатчика - 5 Вт; - напряжение питания - 12В; - габариты - 200х200х50 мм; - антенна штыревая длиной 5/8 длины волны; - имеются шумоподавитель, вызывное устройство, индикация исправности работы узлов; - имеется возможность для передачи цифровой информации между двумя однотипными радиостанциями.

Приемник радиостанции построен по схеме супергетеродина с двойным преобразованием частоты. Первая промежуточная частота равна 10,7 МГц, вторая - 465 кГц. Принципиальная схема приемника приведена на рис. 1.


Puc.1a


Puc.1b

Сигнал из антенны через антенное реле, расположенное на плате передатчика, поступает на вывод 1 платы приемника. Входное сопротивление платы с этого входа равно 50 Ом. Входная цепь, выполненная на элементах LI, C1, настроена на середину диапазона 145 МГц. Усилитель высокой частоты построен на полевом транзисторе VT1 типа КП350Б. На вывод конденсатора С2 надета ферритовая бусинка, выполняющая роль индуктивности L2. Это позволяет на несколько децибел расширить динамический диапазон приемника. На второй затвор транзистора УВЧ поступает напряжение АРУ. Усиленный каскадом сигнал поступает на полосовой фильтр, построенный на элементах L3, С9, С10,С11, C12, L4. Связь контуров фильтра близка к критической, и поэтому фильтр имеет максимально плоскую вершину. Отфильтрованный сигнал с отводи катушки L4 поступает на смеситель, выполненный на транзисторе VT2 типа КП350Б. На второй затвор транзистора смесителя поступает сигнал с синтезатора частоты, играющего роль первого гетеродина с частотами 133,3 - 135,3 МГц в зависимости от выбранного канала. Катушка L5 согласует синтезатор с входом смесителя. Нагрузкой смесителя является катушка L6. С выхода смесителя сигнал на промежуточной частоте, равной 10,7 МГц, поступает на кварцевый фильтр Z1 типа ФП1П1-307-18. Резисторы R11, R12 и конденсаторы C18, C19 служат для согласования входного импеданса фильтра с выходом смесителя и входом УПЧ. Отфильтрованный сигнал на промежуточной частоте через конденсатор С20 поступает на первый затвор транзистора УПЧ VT3 типа КП350Б. На второй затвор этого транзистора также подается напряжение АРУ. Нагрузкой УПЧ является контур

L8, С26. Через катушку связи L9 сигнал с УПЧ поступает на микросхему DA1, выполняющую роль второго смесителя и второго гетеродина. Гетеродин построен на части микросхемы и элементах С28, С29, С30, L10, ZQ1. Кварцевый резонатор ZQ 1 - на частоту 11,165 кГц. Катушка L10 служит для улучшения формы напряжения гетеродина и настроена на частоту 11,165 кГц.

Нагрузкой второго смесителя служит контур L11, C31, настроенный на вторую промежуточную частоту, равную 465 кГц. Через катушку связи L12 сигнал на частоте второй ПЧ поступает на пьезокерамический фильтр Z2 типа ФП1П1-60.03. Резисторы R20, R21 и контур L13, С32 согласуют входное и выходное сопротивления фильтра с выходом смесителя и входом микросхемы DA2 соответственно. Контур L13, С32 настроен на частоту 465 кГц.

После фильтрации сигнал поступает на многофункциональную микросхему DA2 типа К174ХА6, которая выполняет роль второго УПЧ, частотного детектора, детектора АРУ. Опорный контур частотного детектора L15, С46 настроен на частоту 465 кГц. Внутренний измеритель уровня входного сигнала микросхемы DA2 используется в качестве схемы АРУ.

Выходное напряжение с его выхода 14 подастся на регулирующий транзистор VT5 тина КТ315И. С него сигнал АРУ поступает на вторые затворы УВЧ VТ1 и усилителя первой ПЧ VT3. Резистор R22 служит для установки диапазона регулирования системы АРУ. Общий диапазон системы АРУ составляет около 100 дБ.

Вместо резистора R25 можно включить S-метр, в качестве которого можно использовать микроамперметр на 300 мкА, при этом резистором R23 можно регулировать его чувствительность и в дальнейшем отградуировать.

Шумоподавитель также построен на части микросхемы DA2. В качестве рабочего сигнала шумоподавителя используется значение входного уровня сигнала, которое подается па регулирующий транзистор VT4 типа КТ315Б. На вывод 9 печатной платы подается сигнал отключения системы шумопонижения.

С вывода 7 микросхемы DA2 сигнал низкой частоты поступает на регулятор громкости, установленный на передней панели радиостанции, а с него на фильтр низких частот с частотой среза 3 кГц, где значительно снижаются высокочастотные составляющие шума. Фильтр построен на тразисторах VT6, VT7 типа КТ315Б и VT8 типа КТ316Е.

С выхода фильтра низкочастотный сигнал поступает на усилитель низкой частоты, роль которого выполняет микросхема DA3 типа К174УН7. Необходимое усиление микросхемы можно регулировать резистором R47. С вывода 12 микросхемы DA3 усиленный сигнал

Подается через конденсатор С65 па гарнитуру или динамическую головку.

Принципиальная схема передающей части радиостанции приведена на рис 2.


Puc.2

Модулированный по частоте сигнал с синтезатора частоты подается в точку 1 платы передатчика. Контур L1, СЗ настроен на частоту 145 МГц,. Регулируемый буфер-усилитель собран на полевом транзисторе VT1 типа КП3501Б. На его второй затвор подастся управляющее напряжение с переключателя уровня выходной мощности, находящегося на передней панели радиостанции. С помощью этого переключателя можно скачком снизить выходную мощность до 0,5 Вт. Нагрузкой транзистора VT1 служит контур L2, С8, настроенный также на частоту 145 МГц. С отвода катушки L2 ВЧ-напряжение через конденсатор С9, при помощи которого устанавливается оптимальная связь между каскадами, поступает на второй каскад усиления, построенный на транзисторе VТ2 типа КТ399А. В коллекторную цепь транзистора включен контур L3, С14, С15, настроенный на середину диапазона. На транзисторах VТЗ, VT4, VT5 типа КТ920А, КТ920Б и КТ925В соответственно поcтроена линейка усилителей мощности. Каскады на транзисторах VT4 и VT5 работают в режиме С высоким КПД. Режим работы этих транзисторов задается стабилизаторами на диодах VD1 - VD4 и резистора ми R17 и R20. При использовании этой схемы для усиления однополосного сигнала каскады на транзисторах VT4, VT5 можно поставить режим линейного усиления при помощи тех же резисторов.

С коллектора транзистора VT5 усиленный сигнал на рабочей частоте подается на полосовой диапазонный фильтр на элементах L15 С40, С41, С42, L16, С44, С45, L17, С46, С47 и далее через реле К1 коммутирующее сигнал антенны, поступает в антенну.

Питается передающая часть от 12 В бортового аккумулятора автомобиля или от другого источника.

В. СТАСЕНКО, 394029, Воронеж, ул. Ленинградская, 70-1.

Автомобильные рации используются на различных автотранспортных средствах. Они устанавливаются в автомобилях и питаются от источника в 12 Вольт и имеют наружную антенну. Она является одним из главных атрибутов автомобильных радиостанций. Для осуществления переговоров данные устройства связи имеют тангенту (наружный микрофон), которая сообщена с основной станцией проводом. Выходная мощность радиостанции может составлять от 10 до 120 Ватт.

Где купить автомобильную рацию?

Наш интернет-магазин Radio Shop предлагает широкий ассортимент автомобильных раций лучших мировых производителей. У нас вы можно купить автомобильные рации в Москве и других городах России таких известных марок как: Alinco, Icom, Motorola, Megajet, Радий, Alan, Yosan и других популярных брендов.

Виды автомобильных раций

Данные устройства делятся на несколько видов: профессиональные и любительские в зависимости от используемых ними частот.
Профессиональные рации работают на выделенных специальных внутриведомственных частотных диапазонах. В основном такими рациями пользуются работники автотранспортных предприятий, сотрудники государственных служб и вневедомственной охраны, службы спасения МЧС, работники скорой помощи и т.д. Автомобильные радиостанции используют такие частоты:
  • От 33 до 48,5 МГц и от 57 до 57,5 МГц;
  • От 136 до 174 МГц - VHF;
  • От 400 до 470 МГц - UHF.
Любительские радиостанции предназначены для частного использования. Для раций, которые используют частотные диапазоны от 144 до 146 и от 430 до 440 МГц необходима регистрация и получение позывного. Для использования других частот лицензия не требуется и поэтому их стоимость несколько ниже профессиональных устройств. Они используют такие частотные диапазоны:
  • Си-Би (CB) - гражданский диапазон с выходной мощностью не более 10 Вт;
  • LPD - на 69 каналов с допустимой мощностью не более 0,01 Вт;
  • PMR - на 8 каналов с допустимой мощностью не более 0,5 Вт.
Также сегодня широко используются безлицензионные автомобильные радиостанции, которые используются Си-Би частоту. Они устанавливаются на автомобили дальнобойщиков, таксистов, ними пользуются туристы, рыбаки и охотники.

Покупая автомобильную радиостанцию на нашем интернет-ресурсе, вы можете быть полностью уверены в ее высоком качестве и длительном сроке службы. Мы производим доставку товара курьерскими службами в Москве и различными автотранспортными компаниями по территории России.

TYT TH9800 - мощная автомобильная радиостанция работающая в четырех диапазонах: 27 MHz, 50 MHz, 144 MHz, 430 MHz.
Она работает на СиБи частотах, в УКВ диапазонах, а также позволяет слушать авиадиапазон.

Я добавлю лишь небольшие комментарии:
Тангента реально очень удобная в отличии от других китайских поделок. Есть отключаемая подсветка и блокировка клавиш.
Функции клавиш P1 - P4 можно менять на другие, которые вы чаще всего используете.

В станции есть функция двойного прослушивания:
Запускается нажатием и удержанием HM.
Раз в 5 секунд проверяет на активность приоритетный канал.
Приоритетный канал только канал №1 (По этой причине первый канал нельзя удалить из памяти).
На обеих приемниках одновременно не включается.

Функция двойного прослушивания + второй приемник позволяет следить сразу за 3 частотами без использования сканирования.

Второй приемник можно выключить нажатием на левый регулятор громкости. При этом вместо частоты второго приемника будет показываться напряжение питания.

Аксессуары
В комплекте уже есть:
1. Кабель для удалённой установки передней панели
2. Комплект для монтажа передней панели отдельно от радиостанции
3. Кронштейн крепления корпуса радиостанции в автомобиль

Специально для таких радиостанций китайцы начали производить четырех-диапазонные антенны

В Chirp добавлена полная поддержка TH-9800!
Chirp также может открывать и редактировать.dat файлы прошивки созданные в китайском ПО TH-9800 версии 2.0.5

Стандартный комплект поставки у продавца ZASTONE:
1 x TH-9800 Mobile Transceiver
1 x Microphone
1 x Mobile Mounting Bracket
1 x DC Power Cord with Fuse
2 x Spare Fuse 15 A
1 x Microphone Clip
1 x Screw Sets
1 x Remote Front Panel Bracket
1 x English Operating Manual
1 x Extension Cable

Плюсы:

1. Отличное соотношение цены и качества! За такие деньги (менее $300) аналогов просто нет. Wouxun KG-UV950P стоит дороже, а Yaesu 8900 почти $500 и при этом она никак не раскрывается на СиБи частоты.
2. На 27мгц мощность больше, чем у Wouxun KG-UV950P. 50Вт против ~9Вт (Максимальная мощность зависит от напряжения питания. Чтобы получить 50Вт нужно питать станцию 13-14В)
3. Полный дуплекс+кроссбэнд что позволяет организовать мобильный ретранслятор где-нибудь в лесу, увеличив тем самым зону действия портативных радиостанций;
4. Много, очень много каналов памяти (800).
5. Много удобных функции которых нет в других китайских станциях. Что не удивительно, ведь они позаимствованы у Yaesu 8900.
6. Хорошая чувствительность и модуляция на передачу. Чувствительность на 27МГц намного лучше, чем в дешевых СиБи станциях.
7. Есть шаг для PMR и авиадиапазона.
8. Совместима с системой Yaesu ARTS (эта функция есть и в Zastone ZT-2R). ARTS это функция информирования абонентов о том, что они находятся в пределах досягаемости радиосвязи. Радиостанции постоянно опрашивают друг друга специальными посылками и если посылки не получают подтверждения, считается что радиостанция вышла из зоны радиовидимости и с ней больше нельзя связаться.

Минусы:

1. Только один антенный разъем. Чтобы подключить две отдельные антенны на 27МГц и 144/430МГц нужен HF/UHF дуплексер, например OPEK DU-520A или Comet CF-360B Duplexer 1.3-30 MHZ/49-470MHZ. Стоимостью $50-60.
2. При сканировании, когда станция находит сигнал, она издает короткий писк, перед тем как открыть шумоподавитель.
Мало того, что из за этой задержки не слышно начало передачи, так еще и писк этот довольно громкий и его громкость нигде не регулируется
Обновление: Отключить его можно только через CHIRP (скрутите звук пикалки в ноль Volume=0)
3. В станциях ранних ревизий есть громкие хлопки динамика при закрытии шумоподавителя (Когда станция заканчивает прием полезного сигнала и закрывается шумодавом). Исправляется через ПО (аналогично п.2 установите Volume=0).
4. Когда идет прием на одном приемнике и при этом на втором приемнике вы переключаете каналы то звук в первом кратковременно прерывается с каждым щелчком валкодера. В 1407 исправлено не было.

По большому счету эта станция работает на прием и передачу аж в 6 различных диапазонах:
1. 27 МГц - Си-Би (гражданский диапазон)
2. 28 МГц - Радиолюбительский диапазон
3. 50 МГц - Радиолюбительский диапазон (разрешен не во всех странах)
4. 144 МГц - Радиолюбительский диапазон
5. 430 МГц - Радиолюбительский диапазон
6. Безлицензионные УКВ диапазоны: PMR, LPD и FRS/GMRS (последний разрешен только в Америке)

Вынесено из комментариев:

Чем полезна си-би рация в легковом авто на трассе?

super_Shurik
1. Вы будете предупреждены о всех «засадах» на дороге - это гаишники в кустах, камеры на разделительных и т.д.
2. В курсе дорожной обстановки - заторы, пробки, ремонт, идиоты на обочине…
3. Ночью (я всегда именно тогда путешествую) переговоры дальнобоев Вам не дадут уснуть:) (реально помогает)
4. Если будет нужна помощь - по рации легче позвать, мало кто ночью остановиться из-за аварийки.

Loxly
А вообще наличие рации в автомобиле даёт возможность координировать свои действия с другими участниками движения.

Станция также продается (на алиекспресс они по ~$275).
Если следить за алиекспресс то можно попасть на акцию и купить станцию примерно за 220-240 баксов. (Только не забудьте уточнить ревизию. Наш выбор 1407 или новее)

Отзыв об HH-9900 с форума altai-boltai.ru
Антенна четырёх диапазонная, как ни странно работает. В верхней части (сибишной) заменён штырь на более длинный. Испытания проводил с берега озера в Сорочьем логу, на 2м и 70см с Барнаулом общался на ура! Мелкая репка через раз открывалась, Аболтус принимал нормально. Новосибирскую трассу, переговоры дальнобоев слышал хорошо. С микробовцем связался с берега, он сворачивал с Заринской трассы к озеру (примерно 3-5км) принимал меня без искажений, на обратном пути общались нормально, возле Новоалтайска переключились на 26.825 С одинаковым успехом открывали большую репку.
Недостатком антенны считаю её жёсткость, слабовато гнётся и учитывая что она состоит из трёх частей, думаю что долго не протянет, сломается. За дорогу трижды улетала с магнитом с крыши, не от ветра, задевал за кусты. Думаю обзавестись дуплексёром и пользовать две антенны: лемм турбованный и двухдиапазонку, они более гибкие.
+70 +143

Когда мы уедем, уйдем, улетим,

Когда оседлаем мы наши машины,

Какими здесь станут пустыми пути,

Как будут без нас одиноки вершины.

Лежит мое сердце на трудном пути,

Где гребень высок, где багряные скалы,

Лежит мое сердце, не хочет уйти -

По маленькой рации шлет мне сигналы.

Юрий Визбор

Всё, о чем будет рассказано ниже, это не теоретические знания или предположения, всё проверено не одним десятком джиперов на практике во множестве экспедиций. Статья имеет практическую цель - помочь в выборе раций и антенн для автомобильных путешествий. И, в первую очередь, она будет полезна тем, кто солидарен с братьями Стругацкими – «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта» .

Ну что ж, поехали!

I. О необходимости рации в авто путешествиях.

Любое автомобильное путешествие начинается задолго до того как мы садимся в машину и поворачиваем ключ на старт. Автомобильное путешествие вне дорог часто называется “Экспедиция”, и начинается она с тщательного планирования, подготовки и экипировки машины под прохождение маршрута.

Открыть новый путь, по которому никто никогда не проезжал, проехать там, где нет, и никогда не было каких либо дорог, каким бы одиночкой Вы себя не считали, на одной машине вряд ли удастся.

Прохождение сложного маршрута вне дорог предполагает оперативное взаимодействие всех участников экспедиции.

Общение по рации позволяет мгновенно скоординировать действия, когда требуется помощь других экипажей, а своевременный обмен информацией делает путешествие более безопасным.

Ты всегда в курсе происходящего на маршруте. Ты - не один.

Конечно можно и без рации, но, возможно, тогда самыми яркими впечатлениями от поездки будут повисшие в воздухе вопросы, которые Вы начнете себе задавать еще не выехав из города – «Почему стоим?» и «Зачем он туда поехал?».

Для людей, путешествующих на автомобилях, необходимость в радиосвязи очевидна.

II. Как пользоваться рацией?

Настраиваем рации во всех машинах на одинаковые частоты (каналы). Нужно что-то сказать - нажимаем кнопку передачи на тангенте и говорим, отпускаем и слушаем. Вот и вся наука.

Но, если серьезно, то хочется вот о чём -

Конечно, приятно ехать в колонне и общаться с другими экипажами, но основное назначение рации – информирование о нестандартных или опасных ситуациях, т.е. обеспечение пассивной безопасности движения.

Двигаясь в середине или хвосте колонны и наслаждаясь видами красот, мы порой не догадываемся о том, что происходит впереди и, за пустыми разговорами, можем пропустить важную информацию – объезд, встречное движение на узкой дороге и прочее. Головная машина колонны, как правило, информирует обо всех наблюдениях – камень на дороге, глубокая колея, встречка, удобный объезд, сворот на второстепенную дорогу. Замыкающая машина должна информировать о том, что все повернули на проселочную дорогу, о въезде всей колонны на спецучасток и о выходе всех автомобилей со спецучастка.

Старайтесь не загружать эфир пустыми разговорами. При съезде с асфальта и выходе на спецучасток не занимайте эфир болтовней. От оперативно переданной и полученной информации зависит безопасность всех участников экспедиции.

Не загружайте эфир.

III. Что самое главное в рации?

Главное в рациях это дальность связи и надежность.

От надежности радиостанции зависит Ваш комфорт в поездке – можно не выходя из машины проводить мини-совещания, делиться увиденным, сообщать о коротких остановках, чтобы не задерживать колонну.

И, что очень важно, от надежности радиостанции зависит безопасность всех участников путешествия – оперативные предупреждения о крутых склонах, возможных вариантах объезда, встречном движении на узкой дороге способны предотвратить беду.

Важно, чтобы рация не подвела.

При выборе радиостанции обращайте внимание на спецификацию производителя. Например, надежные автомобильные рации соответствуют стандартам MIL-STD-810, некоторые радиостанции соответствуют классу пылевлагозащиты IP54 и выше. Производители это указывают.

В настоящее время на рынке очень много радиостанций китайского производства и, к сожалению, не всегда хорошего качества. Хотите надежную рацию - отдавайте предпочтение известным, проверенным брендам.

Коротко о дальности (радиусе) связи.

Дальность связи - это величина максимального расстояния, на котором возможно осуществление радиосвязи.

Дальность связи зависит от следующих параметров:

Внешние природные факторы: солнечная активность (состояние ионизации атмосферы), метеорологическая обстановка и время суток;

Рельеф местности;

Диапазон частот радиостанции;

Выходная мощность передатчика;

Чувствительность приемника;

Коэффициент усиления антенны;

Правильность установки антенны.

На внешние факторы, ограничивающие расстояние радиосвязи мы повлиять не можем, зато мы можем выбрать оборудование с техническими характеристиками, которые бы максимально соответствовали нашим требованиям.

Сейчас попробуем во всем этом разобраться.

IV. Используемые частоты радиостанций в автомобильных путешествиях. Плюсы и минусы разных диапазонов.

В разных городах внедорожные клубы используют радиостанции разных диапазонов.

Например, джиперы Красноярска, Кызыла, Абакана, Минусинска, Владивостока, Иркутска, Новосибирска часто используют диапазон 144 МГц. Кемерово, Новосибирск, Барнаул, Томск – 27 МГц, реже 144 МГц, есть и 430 МГц. Москва и область, в основном – 27 и 430 МГц.

В Красноярске используются следующие частоты:

144.750 МГц – ЕнОД Енисейская Одиссея;

144.825 МГц – Основная джиперская частота Красноярска;

144.950 МГц – Клуб Полироффка;

145.300 МГц – Клуб УАЗ-Патриот;

145.325 МГц – Клуб УАЗ-Патриот запасной канал / Клуб ЯТрактор;

145.725/145.125 МГц – Радиолюбительский репитер включенный в Единую Сибирскую Радиолюбительскую УКВ сеть;

159.825/158.125 – Городской Автоканал (частоты предоставлены компанией ), соединен с 40-ым каналом гражданского диапазона 27.405 МГц.

В Кызыле:

145.275 МГц – Клуб Адыг;

145.325 МГц – Клуб Адыг резервный канал.

В Иркутске:

145.400 МГц – Клуб Протектор.

В Томске:

145.300 МГц – Клуб УАЗ-Патриот.

В Интернете информация разрозненная и противоречивая, но ясно одно - единого стандарта у джиперской братии нет. Будем рады, если сообщите, какие диапазоны для связи приняты в Вашем регионе, желательно с конкретными частотами. В путешествиях по России и ближайшему зарубежью такая информация могла бы всем нам быть полезной.

Плюсы и минусы разных диапазонов.

Если провести теоретический совокупный расчет с учетом кривизны земной поверхности рельефа местности и естественных преград, то максимально возможный радиус радиосвязи на 27 МГц будет больше чем на диапазонах 144 МГц или 430 МГц. Связано это с физикой распространения радиоволн. 27 МГц - длина волны 11 метров и данная частота способна обогнуть неровности рельефа диаметром 5-6 метров (1/2 длины волны диапазона). Частично, за счет рефракции, немного расширяется зона Френеля. Зона Френеля - это прямая видимость, которая рассчитывается по формуле D=4,11((Н)1/2 +(h)1/2), где D - максимальная дальность прямой видимости (км), Н и h - высота подъёма приёмной и передающей антенн (м). Теоретически максимально возможная дальность на Си-Би диапазоне может достигать 80 км. На практике же, большой уровень атмосферных и индустриальных помех от линий электропередач, от систем электрооборудования автомобиля оказывает негативное влияние на дальность связи на этом диапазоне. Добавим сюда низкую эффективность автомобильных антенн на этот диапазон (об этом поговорим ниже) и получится, что на практике 27 МГц серьезно уступает диапазонам 144 МГц и 430 МГц.

Стоит добавить, что 27 МГц это граница УКВ и КВ диапазонов с их определенными свойствами. В данном случае, одно из неприятных свойств КВ диапазона (частоты до 30 МГц) - это способность к много скачковому прохождению с отражением сигнала от слоев ионосферы. Часто, особенно в годы максимума солнечной активности, концентрация ионов в слоях ионосферы придает им отражающую способность и в такие моменты сильно затрудняются связи тропосферного прохождения прямой волной - сигналы местных корреспондентов тонут в шумах и тресках от дальних станций.

Рассмотрим плюсы и минусы использования радиостанций разных диапазонов.

27 МГц, или диапазон гражданской радиосвязи или Си-Би диапазон.

Низкая стоимость оборудования, например, цена недорогого хорошего комплекта, обойдется не дороже 5800-00 рублей;

Возможность общения с дальнобойщиками на трассе (15АМ канал, частота 27.135 МГц);

Радиостанции на диапазон 27 МГц не требуют регистрации.

Небольшой радиус действия – максимально до 15 км, в среднем - на открытых пространствах 7 км, в лесу 3-5 км;

Низкое качество связи - диапазон 27 МГц сильно подвержен атмосферным и индустриальным помехам;

Радиостанции на 27 МГц чувствительны к помехам от различного электрооборудования автомобиля. Большие помехи создают блоки розжига ксенона, импульсные блоки питания регистраторов, навигаторов, преобразователи (инверторы) напряжения;

Антенны на 27 МГц в основании имеют согласующую катушку, которую в лесу легко повредить даже небольшой веткой;

Производители на этот диапазон не предлагают надежных носимых радиостанций, которые бы можно было рекомендовать для связи «пилот-штурман».

Диапазон 144 МГц.

Из всех диапазонов самый большой радиус действия между автомобилями возможен именно на 144 МГц - в условиях леса до 25 км, на открытой местности до 50 км;

Возможность использования коротких антенн длиной около 50 см с пружинным основанием. Благодаря небольшому размеру и прочной, простой, конструкции такие антенны способны выдерживать даже сильные удары ветками;

Хорошее качество связи. Диапазон 144 МГц не подвержен атмосферным и индустриальным помехам, оборудование автомобиля практически не оказывает никаких помех на работу радиостанции;

На 144 МГц есть автомобильные радиостанции с защитой от воздействия внешней среды соответствующие стандарту IP54. Большинство радиостанций на этот диапазон соответствуют военному стандарту MIL-STD-810 и способны выдержать серьезные вибрационные нагрузки. Радиостанции на 144 МГц, как правило, более надежны по сравнению с радиостанциями на 27 МГц;

На диапазон 144 МГц предлагается большое количество переносных радиостанций, которые можно использовать для связи «пилот-штурман», для возможных пеших разведок объездов и для связи с базовым лагерем, в пеших походах во время поездок.

Диапазон 430 МГц.

Большой радиус действия, который лишь немного уступает диапазону 144 МГц - в условиях леса до 20 км, на открытой местности до 50 км;

Возможность использования коротких антенн, способных выдержать даже сильные удары ветками;

Хорошее качество связи - диапазон 430 МГц не подвержен атмосферным или индустриальным помехам, оборудование автомобиля не оказывает никаких помех на работу радиостанции;

На 430 МГц есть автомобильные радиостанции с защитой от воздействия внешней среды соответствующие стандарту IP54. Большинство радиостанций на этот диапазон соответствуют военному стандарту MIL-STD-810 и способны выдержать серьезные вибрационные нагрузки. Радиостанции на 430 МГц, как правило, более надежны по сравнению с радиостанциями на 27 МГц;

На диапазон 430 МГц предлагается большое количество переносных радиостанций, которые можно использовать для связи «пилот-штурман», для возможных пеших разведок объездов и для связи с базовым лагерем, в пеших походах во время поездок.

Стоимость радиостанции с антенной выше, чем на диапазон 27 МГц – цена хорошего комплекта рации с антенной начинается от 14 тысяч рублей;

Необходимость в регистрации радиостанции, для чего необходимо получить радиолюбительский позывной.

По дальности, качеству связи и надежности оборудования первое место занимает диапазон 144 МГц. По дальности связи в условиях леса ему уступает диапазон 430 МГц. И самый не удачный выбор для автомобильных путешествий, это диапазон 27 МГц. Реальная дальность связи между двумя машинами с рациями на 27 МГц и двухметровыми антеннами в тех же условиях будет примерно в три раза меньше, чем между машинами, оснащенными рациями на диапазоны 144 или 430 МГц с короткими антеннами. На небольших расстояниях так же качество связи на 144 МГц или 430 МГц будет значительно выше, так как на этих частотах практически нет помех.

На различных внедорожных форумах, встречаются обсуждения в защиту 27 МГц. При этом, дальность связи и надежность – т.е. основные, самые важные, характеристики радиостанций, в таких обсуждениях, к сожалению, не учитываются. Обычно приводятся следующие “аргументы”:

У всех так и поэтому никто не будет переходить на другие рации.

Это не совсем верно, достаточно посмотреть на оборудование связи большинства крупных экспедиций, что бы понять, что это не так. В серьезных автомобильных путешествиях, бывают случаи, когда расстояний даже на рациях 144 МГц или 430 МГц не достаточно.

Рации 27 МГц не требуют регистрации.

По закону оборудование на 144 МГц и 430 МГц необходимо регистрировать, но, сперва, нужно получить радиолюбительский позывной. Процедура получения подробно описана в статье . Важный момент - разрешение выдается на право эксплуатации и по закону купить рацию можно, установить в автомобиль можно, но пользоваться нельзя. Если нет разрешения, то на момент остановки сотрудниками радиостанция должна быть выключена, в этом случае вопросов быть не должно. В Красноярске последний случай административного воздействия за использование радиостанции без разрешения был лет десять назад. Впрочем, это не значит, что и дальше всё будет хорошо. Как обстоят дела с лояльностью к джиперам в других регионах я не знаю, поэтому очень рекомендую разрешение получить, тем более, что сложностей в этом никаких нет. Регистрация рации это не прохождение тех. регламента, это действительно просто.

Низкая цена оборудования.

Надеемся, что этот аргумент приводится в виде шутки. Почти любая внедорожная поездка предполагает наличие установленной на машине хотя бы одной лебедки, наличия удлинителей, корозащитки, полиспаста, хайджека, GPS навигатора, и, как правило, на этом мы не экономим – цена на это оборудование не является главным критерием выбора. К покупке радиостанции следует подходить точно так же - главное это качество и надежность.

V. Влияние мощности на дальность связи.

Дальность радиосвязи величина не постоянная и зависит от рельефа местности и природных факторов. Радиосвязь на 27 МГц зависит от состояния ионизации, погоды и времени суток, намного сильнее, чем радиосвязь на 144 МГц, а диапазон 430 МГц подвержен природным условиям очень мало. Чем выше частота, тем меньше влияние природных факторов. Помимо внешних условий на дальность связи влияют такие технические параметры радиостанции, как мощность передатчика и чувствительность приемника.

Зависимость дальности связи от мощности передатчика пропорциональна четвёртой степени. Это означает, что для увеличения дальности связи в два раза мощность передатчика необходимо увеличить в четыре раза. Для увеличения дальности в четыре раза - мощность потребуется увеличить в шестнадцать раз и так далее.

На практике эта зависимость справедлива лишь при условиях чистого эфира. При наличии индустриальных или атмосферных помех выигрыш по дальности от увеличения мощности будет более серьёзным. На диапазонах 144 МГц и 430 МГц помех очень мало и зависимость дальности радиосвязи от мощности излучения будет меньше. На 27 МГц разница в дальности связи от мощности передатчика более заметна.

На 27 МГц большинство раций имеют выходную мощность 8 Вт или 18 Вт (обычно более мощные радиостанции имеют в названии приставку “Turbo”). Разница в расстоянии между 8 и 18 Вт будет особенно заметна в условиях горной местности и в условиях плотной городской застройки. На открытых пространствах при отсутствии помех разницы в дальности связи не будет. А вот с Optim-778 - это радиостанция с максимальной мощностью в амплитудной модуляции (AM) 25 Вт и 50 Вт в частотной модуляции (FM) разница в качестве и дальности связи, по сравнению с 8-ми ваттными радиостанциями будет заметна и на открытых равнинных пространствах.

На 144 МГц и 430 МГц радиостанции производятся с выходной мощностью передатчика 25 или 50 (45) Вт. На диапазоне 144 МГц на предельных расстояниях при мощности передатчика 50 Вт можно рассчитывать на увеличение дальности, по сравнению с 25 ваттными радиостанциями, на 25%. На 430 МГц дальность связи в большей степени зависит от рельефа местности и выходная мощность радиостанции на дальность практически не влияет.

VI. Чувствительность радиостанции.

Чувствительность приемника радиостанции - это один из самых главных параметров. Чувствительность измеряется в микровольтах. У хороших радиостанций чувствительность составляет десятые доли микровольта. Чем эта цифра ниже, тем лучше. У разных производителей методы определения и сравнения чувствительности могут отличаться. Важно обращать внимание на значение соотношения сигнал/шум, при котором производитель указывает результаты замера чувствительности. Некоторые производители указывают значение чувствительности при крайне низком соотношении сигнал/шум, когда сигнал уже теряется за шумами. Для нормальной работы должно быть измерение при соотношении С/Ш не менее 10дБ, часто измеряют чувствительность при соотношении С/Ш 12дБ. К сожалению, не редки случаи, когда производители в спецификациях указывают не совсем корректную или объективную информацию. Связано это с тем, что существует несколько стандартов измерения этого параметра. Если у Вас есть сомнения в информации представленной производителем за консультацией можете обратиться в нашу лабораторию.

Главное, что нужно понимать – чем лучше чувствительность радиостанции, тем потенциально она может работать на большее расстояние. Например, радиостанция с чувствительностью 0,12мкВ при прочих равных условиях «слышит» примерно в 2 раза лучше, чем радиостанция с чувствительностью 0,5мкВ.

VII. Про антенны.

Теперь мы знаем, как дальность связи зависит от мощности и чувствительности радиостанции. Но! в гораздо большей степени дальность зависит от правильного выбора, установки и настройки антенны. Поэтому, при покупке антенны, очень важно сделать правильный выбор, также важны правильная установка антенны и её настройка.

Главные антенные лайфхаки:

1. Чем длиннее штырь антенны, тем лучше.

2. Чем выше на машине установлена антенна, тем лучше. Для максимально качественной работы антенна должна устанавливаться на крышу автомобиля. Чем выше будет поднята антенна, тем больше дальность действия рации. Высота расположения антенны прямо пропорциональна возможной дальности связи.

3. В непосредственной близости рядом с основанием, катушкой и самой антенной не должно быть никаких металлических предметов.

4. Кузов автомобиля является второй частью антенны и служит противовесом. Оплетка коаксиального кабеля в месте основания антенны должна иметь надежный электрический контакт с кузовом автомобиля. Если антенна устанавливается на магнитном основании, то емкостная связь с кузовом осуществляется за счет фольги расположенной внизу магнита, к которой подключена оплетка антенного кабеля. Фольга не должна иметь повреждений.

5. Антенну необходимо настраивать! Только используя весь потенциал антенны можно добиться максимального качества связи.

6. Антенну можно немного наклонять. Но, при наклоне штыря более 45 градусов, угол вертикального излучения антенны будет направлен в зенит и большого расстояния радиосвязи не получится.

Одна из основных характеристик антенны - это коэффициент усиления.

Коэффициент усиления антенн измеряется в децибелах. Точкой отсчета усиления антенны принято считать либо изотропный излучатель – это теоретическая антенна, обладающая КПД 100% и равнонаправленным усилением, либо точкой отсчета считают полуволновый диполь с плечами равными 1/4 длине волны. В случае, если после цифр усиления производитель указывает буквы dBi, значит, точкой отсчета считается изотропный излучатель. Если после цифр усиления стоят буквы dBd, значит, за точку отсчета принят полуволновый диполь. Относительно изотропного излучателя полуволновый диполь имеет усиление 2,15 dBi. В большинстве случаев производители указывают усиление относительно изотропного излучателя.

Немного теории. Длина волны - это расстояние между двумя ближайшими друг к другу точками в пространстве, в которых колебания происходят в одинаковой фазе. Зная, что скорость движения электромагнитных волн равна скорости света, можно легко определить это расстояние по формуле λ=300:f, где f частота в МГц.

Длина волны частоты 144 МГц равна 2 метра и антенна с физической длиной штыря 50 см (1/4 λ) будет иметь усиление 2,15 dBi. Антенна на 144 МГц, с длиной штыря 1,2 метра (5/8 λ) имеет усиление 3,2 dBi.

На 430 МГц - длина волны 70 см, антенна длиной всего 17,5 см (1/4 λ) будет иметь усиление 2,15 dBi. Хорошие антенны на этот диапазон, например Anli AW-6UHF, с длиной штыря 75 см имеют усиление около 5 dBi.

27 МГц это длина волны 11 метров. Антенна с усилением 2,15 dBi, равная 1/4 длины волны должна быть высотой 2,75 метра. Поэтому, какую точку отсчета берут производители антенн гражданского диапазона, указывая положительный коэффициент усиления на свои антенны, неизвестно. Любая антенна размера меньше 1/4 λ, в любом случае, будет иметь отрицательный коэффициент усиления.

Что важно понимать? Так как децибел - это относительная логарифмическая величина, точно такая же, как кратность или проценты, и предназначена для измерения соотношения уровней двух величин, то выигрыш даже в один децибел это уже очень хорошо. Например, 3 dB равно увеличению мощности радиостанции в два раза, а 5 dB равняется увеличению мощности в три раза.

И если уж совсем просто, то чем больше физические размеры антенны (длина штыря), тем выше усиление и соответственно больше радиус возможной радиосвязи.

Направленность антенны.

Направленность антенны это показатель, характеризующий зависимость коэффициента усиления антенны от направления. Любая автомобильная антенна состоит из двух частей: собственно сама антенна, которая является излучателем и вторая часть, это автомобиль, который является противовесом. Противовес, то есть автомобиль, на котором установлена антенна, формирует диаграмму направленности. Автомобильная антенна лучше всего работает в сторону большего количества металла - если антенна установлена в задней части автомобиля, то максимальное излучение приходится вперед, если же антенна установлена в передней части, то лепесток диаграммы будет вытянут назад. Разница в усилении в горизонтальной плоскости может достигать 3 dB. И ещё – чем больше под антенной металла, тем излучение антенны в вертикальной плоскости более прижато к горизонту, что положительно влияет на дальность связи, поэтому антенна, установленная по центру крыши, будет работать лучше, чем антенна, установленная на краю. На практике, эти нюансы особо не проявляются, так как окружающие предметы, в виде домов, деревьев и прочих препятствий приводят к переотражению сигнала. Но, если хотите выжать от связи всё, то знать и использовать эти знания на практике полезно. Например, если вы принимаете корреспондента в шумах, попробуйте развернуть к нему автомобиль так, чтобы в его направление приходился максимум усиления антенны.

Установка антенны.

Самая правильная установка антенны на автомобиль это врезка антенны в крышу.

При врезной установке кабель и основание антенны будут служить вечно, и нет необходимости думать, как заводить кабель в машину. Для врезной установки лучше использовать антенны имеющие унифицированный разъем стандарта PL (SO-239). Такие антенны ставятся на врезные крепления, например, прекрасно подойдет крепление , или аналогичные со стандартным разъемом U-221F. Для установки разъема разбираем обшивку крыши. В качестве усилителя привариваем или фиксируем на заклепки к поперечным усилителям крыши лист железа. Сверлим отверстие Ø16 мм в листе и крыше. И устанавливаем разъем, который желательно посадить на герметик. В случаях, когда на крыше установлен экспедиционный багажник, антенну следует устанавливать на багажник. Разъем в этом случае используется как переходник для подключения кабеля к антенне, установленной на багажнике.


Так же существует множество вариантов по установке антенн на различные крепления – . Популярные крепления для установки антенн на внедорожники - крепление на водосток , крепление на заднюю дверь , крепление на рейлинг и крепление на круглые дуги экспедиционного багажника . Хотя, на багажник лучше всего - проще и надежнее, в углу верхней корзины приварить горизонтальную площадку. При установке антенны не забывайте в точке установки антенны, непосредственно на разъеме, обеспечить надежный электрический контакт с кузовом автомобиля. При установке антенны на багажник или рейлинг необходимо, чтобы все точки крепления багажника или рейлинга имели надежный контакт с кузовом автомобиля. Если антенна не имеет контакта с кузовом, то прокидывать от неё провод до массы в большинстве случаев не имеет смысла. Такой провод будет являться некой LC цепочкой и непредсказуемо повлияет на работу антенны. В редких случаях это помогает, но провод должен быть максимально короткий и максимально толстый.



И, пожалуй, самое плохое, что можно придумать в антеннах для радиосвязи, а для установки в джип это "самое плохое" умножаем на 100, это магнит. В лесу любой, даже незначительный удар веткой по антенне приведет к тому, что антенна слетит с крыши и велика возможность оторвать кабель от магнита или повредить саму антенну.

Настройка антенны.

Для получения максимально большого расстояния радиосвязи антенны необходимо настраивать. Это очень важно.

Наверняка все слышали про настройку антенны по минимуму КСВ - коэффициента стоячей волны. Пусть простят нас коллеги, но что бы ни выходить за рамки статьи сформулируем понятие КСВ как соотношение мощности, которая идёт по кабелю до антенны и мощности, которая возвращается в кабель, отражаясь от антенны в связи с тем, что сопротивление антенны не равно сопротивлению кабеля. Идеальное КСВ равно 1, при КСВ 1,5 теряется 4 % мощности, при КСВ 2 теряется 10%. КСВ меньше 2 можно считать приемлемым. КСВ около 3 недопустимо, так как при таких значениях радиостанция уменьшает мощность передатчика и хорошей дальности связи не будет, а в некоторых случаях высокий КСВ может повлечь выход радиостанции из строя.

Если антенна исправна и правильно установлена, то, в большинстве случаев, можно настроить антенну с помощью . Но, есть и ещё один важный параметр, про который многие забывают это реактивное сопротивление. Антенна наилучшим образом излучает или принимает электромагнитные колебания, когда частота возбуждающего колебания совпадает с резонансной частотой антенны. На резонансной частоте реактивное сопротивление антенны будет минимальным. Минимум КСВ не всегда совпадает с минимумом реактивного сопротивления. КСВ-метры показывают только значение коэффициента стоячей волны, поэтому, для тщательной настройки антенны лучше пользоваться антенными анализаторами. Например, хорошо зарекомендовали себя . Для домашнего хозяйства это, конечно, дорого, но, если приобрести такой прибор на клуб, возможно и оправдано. А можно настроить антенну у нас, в , для джиперов настройка бесплатна.

VIII. Установка рации.

Согласно статистики, правильно установленные радиостанции гораздо реже попадают в ремонт.

Питание радиостанции должно быть напрямую от аккумулятора, на плюсовом проводе необходимо предусмотреть наличие предохранителя не дальше 15 см от аккумулятора;

Рация должна быть установлена так чтобы ей было удобно пользоваться;

Шнур тангенты не должен быть натянут;

Обязательно, в удобном месте, установить крепление (держатель) тангенты;

Рация не должна перегораживать потоки воздуха с воздуховодов и не должна находиться под прямыми солнечными лучами;

Если планируется преодоление больших бродов, то имеет смысл установить радиостанцию в потолочной консоли.

Кажется, это всё, что надо учитывать при установке радиостанции в автомобиль.


IX. Какие рации и антенны рассматривать при покупке?

Теперь мы знаем, что для связи в лесу и внутри колонны предпочтительнее автомобильные радиостанции на 144 или 430 МГц, тогда как же обмениваться полезной информацией с дальнобойщиками, которые используют рации Си-Би диапазона 27 МГц?

Ответ прост - экспедиционный автомобиль должен иметь две радиостанции – одну на 144 или 430 МГц, для связи внутри колонны и вторую - на 27 МГц для связи с дальнобойщиками.


Антенны на 27 МГц для обеспечения хорошей связи следует рассматривать с высотой штыря от полутора метров и выше. Выбор антенн очень большой. Обратите внимание на - это классика, - у неё более мощное основание и, вероятно, меньше шансов сломать, – у этой антенны механизм в основании антенны при фронтальном ударе сложит антенну и шансы сломать такую антенну в лесу ещё меньше. Максимального радиуса действия можно добиться, используя антенны с длиной штыря 2 метра. Если планируете установку антенны не на крышу, а, скажем, на силовой бампер или на калитку запасного колеса, то тоже следует рассматривать антенны с высотой штыря два метра – это хоть как то компенсирует «кривую» установку. Хорошие двухметровые антенны - , и их аналоги. Работают эти антенны лучше коротких, но и сломать их легко - в их основании, так же как и в антеннах на 27 МГц, находится механически слабая часть - согласующая катушка. Немного надежнее - это антенна 5/8 λ, с согласующей катушкой, но катушка выполнена в виде пружины.

На 430 МГц хорошая радиостанция с возможностью ручного ввода частоты . Это радиостанция радиолюбительского назначения с возможностью ручного ввода частоты в диапазоне 400-470 МГц.

Для жестких условий эксплуатации, лучше остановить свой выбор на профессиональных радиостанциях UHF диапазона - , .

Распространенные антенны на диапазон 430 МГц – , .

X. Заключительная часть. Связи много не бывает.


Если считаете, что две радиостанции в машине это много, то приведу пример. В моём автомобиле установлены радиостанция Motorola DM3600 и всеволновый трансивер Yaesu FT-857. Motorola DM3600 используется для связи с джиперами и для связи в сети DMR , Yaesu FT-857 для связи с дальнобойщиками и связи с радиолюбителями. Неважно как далеко находишься от дома, через радиолюбителей всегда можно передать любую информацию родным и близким. Так же Yaesu FT-857 подключен к компьютеру, что позволяет принимать свежие погодные карты, космоснимки, обмениваться электронными письмами и небольшими файлами и фотографиями. Компьютер подключенный к FT-857 включен Wi-Fi клиентом, таким образом можно управлять трансивером и находится на связи находясь на небольшом удалении от автомобиля. Ещё в машине есть широкополосный SDR приемник, с помощью которого можно быстро просканировать все частотные диапазоны, узнать, кто на какой частоте работает и при необходимости выйти на связь. Пример, как работает SDR - http://24dx.ru/sdr/all .

Но, если, где Макар телят не гонял, у вас даже в планах нет быть, то баловство всё это.


Единожды съездив во внедорожное путешествие, насладившись девственной красотой природы, вкусив дух романтики и авантюризма Вы уже не будете прежним.

В. Стасенко
РЛ 4-92

Радиостанция выполнена на четырех печатных платах: плата приемника, передатчика, синтезатора и плата общей части. Платы выполнены из двустороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм, причем фольга со стороны установки элементов сохранена полностью и удалена методом зенковки лишь вокруг выводов элементов, не соединенных с общим проводом. Общая плата выполнена обычным способом.

В радиостанции использованы все резисторы типов МЛТ, С2-23, С2-33, переменный резистор R14 общей платы типа СГМ-ЗгМ, электролитические конденсаторы типов К50-29 на общей плате и К50-35, К50-16 на остальных, на рабочее напряжение 16 В, остальные конденсаторы типов К10-176, К10-7В, КМ4, КМ5, КМ6, КТ. Микросхемы приемника DA1 - К174ПС1, К174ПС4, DA2 - К174ХА6, DA3 - К174УН7, фильтр Z1 типа ФП1П1 - 307-18, Z2 - ФП1П1-60.03. Транзисторы приемника VT1 - VT3 типа КП350А, VT4 - VT7 - КТ315Г, VT8 - КТ361Е, в передатчике VT1 - КП350А, VT2 - КТ399А, VT3 - КТ920А. VT4 - КТ920Б, VT5 - КТ925В, в синтезаторе VT1, VT2 - КП303Е, VT3 - КП350А, VT4 - VT6 - КТ315Г, в общей части - VT1 - VT3 - КТ315Г, светодиоды типа АЛ307БМ. Переключатели в общей части типа П2К, в синтезаторе ПП8-3(3А), реле в передатчике типа РПВ 2/7 на

напряжение 12 В, в общей плате К1, К2 типа РЭС-49, микросхемы синтезатора серии К561, динамик гарнитуры - 0.25ГДШ2, кнопки гарнитуры SA1, SA2 - МП3-1, варикапы синтезатора типа КВ105. Кварцевый резонатор ZQ1 в приемнике может быть на частоты 10,235 мГц или 11,165 МГц. Катушки индуктивности в большинстве своем бескаркасные. Для некоторых катушек применяются фторопластовые каркасы с сердечником МР100. Намоточные данные катушек приемника приведены в таблице 1, а передатчика в таблице 2.


Таблица 1

Таблица 2

Катушка синтезатора L1 намотана на ферритовом кольце из феррита Ф600НН типоразмера К7х4х2 и имеет 15 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,25 мм, катушка L2 - на каркасе диаметром 5 мм из фторопласта имеет 4 витка провода ПСР диаметром 1 мм с отводом от 2 витка, намотана с шагом 1 мм, катушки L3 и L4 бескаркасные, имеют по 7 и 2 витка соответственно провода ПЭВ-2 диаметром 0,6 мм и расположены поблизости друг от друга, так, чтобы их оси были на одной линии.

Катушка L1 фильтра питания общей платы намотана на двух ферритовых кольцах, сложенных вместе и обмотанных фторопластовой лентой из феррита Ф2000НМ типоразмера К30х20х6. Она имеет 25 витков изолированного провода в хлорвиниловой изоляции типа НВ сечением 1,5 мм.кв.

Радиостанция смонтирована в корпусе размером 200х200х50 мм, выполненном из дюралюминия. Корпус состоит из шасси, верхней и нижней крышек. Задняя стенка корпуса одновременно является и радиатором мощных транзисторов передатчика. Она имеет ребра. На задней стенке корпуса расположен разъем антенны и через отверстие в ней выведен шнур питания. Плата передатчика расположена у задней стенки, общая плата - у передней панели, а платы приемника и синтезатора - в средней части корпуса одна над другой. Корпус окрашен в черный цвет и имеет современный дизайн. На переднюю панель выведены соответствующие органы управления радиостанции. В качестве гарнитуры использовалась переделанная гарнитура от радиостанций, подобных тем, что используют железнодорожники.

Настройка радиостанции предполагает наличие у радиолюбителя определенных навыков, т.к. этот аппарат, скажем так, не для первого повторения подобных конструкций, и кажущаяся простота его схемотехники может обернуться разочарованием во время настройки.

Для настройки необходимы следующие приборы: осциллограф типа С1 - 79 или ему подобный, УКВ-генератор с частотной модуляцией, ВЧ милливольтметр, тестер, звуковой генератор, измеритель амплитудно-частотных характеристик типа XI-42 и желательно калориметрический измеритель мощности, а также промышленный эквивалент антенны типа "груша" на 50 Ом.

Желательно перед общей сборкой радиостанции настроить каждую плату в отдельности. Настройку можно начинать с любой части, например, с приемника.

Предварительно проверив монтаж и убедившись в отсутствии коротких замыканий между дорожками платы подают на нее питание, предварительно подключив на вывод 6 динамическую головку с сопротивлением 4 Ом. Со звукового генератора подают сигнал с частотой 1 кГц и амплитудой 5 мВ на вывод 5 платы, при этом выходная мощность УНЧ должна быть не менее 3 Вт. Далее, проверяют частотную характеристику фильтра на входе УНЧ, его полоса должна находиться в пределах 300 Гц - 3,3 кГц. При этом напряжение на динамической головке не должно превышать 3,5 В во всем диапазоне частот.

Затем настраивают усилители первой ПЧ и второй смеситель, а также второй УПЧ и частотный детектор.

Подают напряжение с частотой 465 кГц и амплитудой 1 мВ, модулированное по частоте, с девиацией 3 кГц на вывод 18 микросхемы DA2 и, вращая сердечники катушек L13 и L14, настраивают их по максимальным показаниям милливольтметра, подключенного параллельно динамической головке. Желательно проверить также форму напряжения на выходе УНЧ, она должна быть синусоидальной. Затем подают напряжение с частотой 10,7 МГц и частотной модуляцией с девиацией 3 кГц уровнем 100 мкВ на конденсатор С17 и повторяют те же действия, настраивая контур L8, С26 в резонанс. Контур в гетеродине второго смесителя микросхемы DA1 настраивают по наилучшей форме напряжения и наибольшей амплитуде, контролируя их по осциллографу.

Затем настраивают высокочастотную часть. На вывод 3 платы приемника подают напряжение уровнем 400 мВ и частотой в диапазоне 133,3 - 135,3 МГц, а на вход приемника - с частотой в диапазоне 144 - 146 МГц и уровнем от 10 мВ до 1 мкВ. Настраивают контура подстроечными конденсаторами и растяжением и сжатием витков катушек. Конденсаторами С 18 и С19 добиваются согласования фильтра Z1 по входу и выходу. Желательно проконтролировать частотную характеристику высокочастотной части по прибору X1-42. У настроенного приемника чувствительность должна быть в пределах 0,1 - 0,2 мкВ. Необходимо помнить, что в любительских условиях измерить чувствительность выше 0,5 мкВ вообще-то проблематично и поэтому нужно быть уверенным при ее измерении в отсутствии ложных замеров.

Затем приступают к настройке синтезатора. Цифровая часть обычно начинает работать сразу и настройки не требует при правильном монтаже.

Разорвав цепь управления варикапа ФАПЧ и подав напряжение порядка 3 В, настраивают конденсатором С10 генератор на транзисторе VT1 на частоту 145 МГц при разомкнутом контакте К1.1, а при замкнутом - на частоту 134,3 МГц конденсатором С9. Далее настраивают буферный усилитель на транзисторе VT3 конденсатором С20 на частоту 145 МГц для режима передачи и на частоту 134,3 МГц - конденсатором С18 для режима приема. При этом напряжение на выводе 3 платы синтезатора должно быть порядка 400 мВ.

При подаче на вывод 1 платы синтезатора напряжения звуковой частоты 1 кГц и амплитудой 15 мВ девиация частоты должна быть около 3 кГц. Так как этот параметр в любительских условиях замерить довольно проблематично, то контроль желательно вести по приемнику или по селективному вольтметру. Восстановив цепь управления варикапами, добиваются четкого захвата ФАПЧ при переключении номера канала и при переходе с приема на передачу дальнейшей подстройкой соответствующих регулировочных элементов. Если понадобится, то можно подобрать и элементы фильтра С30, R20, С1 в цепи управления варикапом. На этом настройка синтезатора частоты заканчивается.

Затем приступают к настройке передающей части радиостанции. Тщательно проверив монтаж, подают напряжение питания на выводы 4 и 5 платы. К выходу передатчика подключают эквивалент антенны. В качестве эквивалента не рекомендуется использовать параллельно включенные резисторы, т.к. они обладают довольно большой индуктивностью выводов. После подачи напряжения питания устанавливают токи покоя транзисторов VT4 - 50 мА и VT5 - 0,1 А. Такие токи будут соответствовать режиму С. Для повышения линейности эти токи можно увеличить до получения режима В.

Подав напряжение с частотой 145 МГц и амплитудой 100 мВ на вывод 1 платы и последовательно настраивая катушки контуров растяжением и сжатием витков, устанавливая соответствующую связь между каскадами с помощью подстроечных конденсаторов, добиваются выходной мощности на эквиваленте антенны около 15 Вт. Все контуры нежелательно настраивать на одну частоту, так как в этом случае передатчик может возбудиться, их желательно расстроить относительно друг друга немного в ту и другую стороны так, чтобы верхушка частотной характеристики передатчика была максимально плоской. Лучше всего это можно сделать при помощи измерителя частотных характеристик, типа XI-42 или ему подобного, если таковой имеется в распоряжении радиолюбителя.

Затем, изменяя напряжение на выводе 3 платы в пределах 0,2 - 2 В, контролируют изменение выходной мощности передатчика в пределах 0,2 - 15 Вт. На этом настройка передатчика заканчивается.


Производят полную сборку радиостанции в корпусе и выполняют монтаж плат между собой.

Установив тангенту гарнитуры в режим "передача" и произнося перед микрофоном длинное "а", измеряют напряжение на выводе 5 общей платы, оно должно быть около 0,8 В. В режиме передачи резистором R11 устанавливают выходную мощность 0,5 Вт для режима переключателя SA2 "малая мощность", а резистором R 12 - мощность 15 Вт или любую другую мощность для режима "полная мощность".

Затем приступают к изготовлению антенны. От качества ее изготовления и настройки во многом зависят те дальности, на которые будет возможно установление связи между однотипными радиостанциями.

Эскиз антенны приведен на рис.1. Антенна состоит из корпуса, где находится магнит для ее крепления на крыше автомобиля и удлиняющая катушка. В качестве магнита можно использовать кольцевой магнит от достаточно мощной динамической головки. Корпус выполнен из латуни и снизу оклеен фетром для предотвращения царапин на поверхности автомобиля и увеличения коэффициента трения.

Удлиняющая катушка намотана посеребренным проводом диаметром 3 мм и имеет 4 витка диаметром 30 мм, растянутых на длину 40 мм. В верхней части корпуса установлен изолятор, куда устанавливается вибратор, выполненный из латунной трубки или другого материала длиной 1180 мм. Коаксиальный кабель подпаивается жилой к катушке, а оплеткой к корпусу. Необходимо следить, чтобы магнит имел электрический контакт с корпусом по всему периметру. Это можно выполнить с помощью лепестков. Из корпуса кабель выводят в отверстие в боковой стенке. Кабель должен быть волновым сопротивлением 50 Ом.

Настраивают антенну следующим образом. Подключают ее к радиостанции. Радиостанцию включают на выходную мощность 0,5 Вт и переводят в режим передачи. Контролируют излучение антенны по индикатору напряженности поля, установив его на расстоянии 8 - 10 метров от антенны и добиваются максимальных его показаний.

При настройке антенну нужно установить на то место автомобиля, где она будет находиться во время эксплуатации и отметить его. Настройку ведут растяжением и сжатием витков катушки, при этом частота радиостанции должна быть 145 МГц. Если у радиолюбителя есть измеритель КСВН, то настройку антенны и согласование ее с фидером можно произвести более точно.

На этом настройка радиостанции заканчивается. Радиостанция была испытана в разных климатических зонах, показала хорошие результаты и неприхотливость в обслуживании. У автора просьба ко всем, кто повторит эту конструкцию, сообщить о достигнутых результатах и произведенных ее доработках.

Лучшие статьи по теме