Гид компьютерного мира - Информационный портал
  • Главная
  • Instagram
  • Итоги вашингтонской конференции 1921 1922. Вашингтонская конференция (1921—1922)

Итоги вашингтонской конференции 1921 1922. Вашингтонская конференция (1921—1922)

Крупная кровопролитная война первой половины двадцатого века не зря уже давно получила название мировой. Масштабы напряженных военных бедствий, количество вооруженных сил, погибших и искалеченных - все поражало своим размахом. Одни только убитые измерялись миллионами человек. И победители, и побежденные истратили огромный объем материальных ресурсов и подорвали свои финансовые системы (кроме США, но это скорее исключение, чем правило).

Однако после нескольких лет смертоубийства в 1918 году Первая мировая война закончилась. И торжествующие победители получили свой бонус - после столь дорогостоящей (во всех пониманиях) победы, только они могли вершить будущее миропорядка. Решения Версальской конференции стали первым кирпичиком в базис нового мирового устройства. Подробнее об этом историческом событии ниже.

конференция

Дата Версальской конференции оказалась недалеко от окончания ожесточенной войны. Сначала в январе 1919 г. в Париже начала работать международная конференция, собранная странами-победительницами для формирования и подписания мирных соглашений с проигравшими сторонами. Мероприятие проходило (с некоторыми перерывами) до конца января 1920 г. Кроме главных участников в конференции участвовали почти все существовавшие в это время страны, находившиеся на стороне Антанты.

Проигравшие страны были привлечены в работу конференции после согласования мирных договоров. Советская Россия на конференцию приглашена не была. Лидирующую роль занимали Великобритания, Франция и США.

Затем были и другие международные форумы. В рамках Парижской конференции прошло несколько дипломатических встреч, среди которых особенно выделяется Версальская конференция. Из-за этого два мероприятия объединяют и нередко именуют просто - Парижская (Версальская) конференция. Событие и правда оказалось значимым.

Задачи и возможности

Для полного оглашения результатов прошедшей войны начала работать Версальская конференция 1919 г. Ее итоги поражают своей глобальностью:

  1. Была изменена прежняя мировая политическая карта. Рухнули самые сильные монархии.
  2. Создана довольно прочная, хотя и недолговечная (как выяснилось позже) система всемирной договоренности.
  3. Определились государства - новые лидеры послевоенного миропорядка, ставшие его недолговечными гарантами.

Однако не все сложилось так понятно и однозначно. В ходе постепенного политического мирного урегулирования определились большие противоречия не только вокруг побежденных, но и среди торжествующих победителей. В частности, США и некоторые европейские державы были обеспокоены укреплением положения внешне нейтральной Японии на территории Дальнего Востока, где в годы войны у нее не оказалось сильных соперников. Страна постепенно наращивала свои вооруженные и экономические силы.

В ходе формальных дипломатических переговоров в первые послевоенные годы японцам удалось сохранить за собой захваченные территории в Китае и на морских просторах этого региона. Но в то же время победившие США все чаще чувствовали себя «хозяевами» на всемирном манеже и особенно на Тихом океане. Ведь они были могущественными еще до войны, захватив ведущее место в мире. В годы военного противостояния Соединенные Штаты понесли сравнительно небольшие человеческие и экономические потери, а вот совокупный долг европейских государств американцам вырос до двух десятков млрд. долларов. Понятно было, что США будут стремиться получить не только экономическую, но и политическую прибыль из подобной ситуации. Из-за всего этого условия Версальской конференции оказались весьма противоречивыми и неоднозначными. Конечно, это сказалось на ее результатах даже в ближайшее после мероприятия время.

Участники

На Парижской (Версальской) мирной конференции было большое количество стран в соответствии с количеством сражающихся. Дипломатические переговоры, формально окончившие военные действия, привлекли несколько групп переговорщиков:

  • главные участники войны - победители;
  • проигравшие государства;
  • нейтральные сильные государства (вроде Японии);
  • новообразованные европейские государства;
  • второстепенные государства Латинской Америки, Азии и Африки.

Среди бывших и текущих государств Антанты не оказалось только нашей страны. Почему Россия не участвовала в Версальской конференции? Советская Россия отказалась от участия в конференции, хотя и была на нее формально приглашена.

Условия США

Развитие послевоенного мира, несмотря на большое количество участников Версальской конференции, во многом зависело от позиции США, которая базировалась на Это была радикальная и не совсем реалистичная программа переустройства мира, не принятая многими политическими силами даже в США. Ее сущность:

  • открытость миропорядка, в том числе открытость договоров, судоходства, торговли;
  • решение колониального вопроса между государствами с учетом прав населения;
  • решение российского вопроса с учетом интересов самой России;
  • решение территориальных вопросов в Европе с учетом интересов стран (Франция, Бельгия);
  • расширение Италии предполагалось решить с учетом национального вопроса;
  • создание новых европейских государств;
  • создание международной организации (Лига Наций).

Эта программа, достаточно утопичная и не учитывающая интересов многих стран, хотя и оказала серьезное влияния на решения Версальской конференции, была воплощена только частично. Реализовано только 4 пункта Вильсона.

Результаты Версальского мирного договора

Итоги Версальской конференции были весьма велики для мира. Дипломатические переговоры завершились рядом договоренностей, которые можно разделить на несколько групп:

  • Германия потеряла часть своих территорий в Европе;
  • страна лишилась всех своих существующих колоний в Африке и Азии;
  • признавала независимость территорий, бывших в составе Российской Империи к началу войны, отменяла все соглашения, заключенные с советским государством, признавала все страны, созданные на той или иной части России;
  • признавала все новые государства;
  • у Германии резко сокращалась армия, она выплачивала репарации победителям.

Разработанный на Парижской мирной конференции Версальский мирный договор одновременно и завершил прошедшую войну и открыл новую эпоху в международных отношениях. Но новый мир продержался недолго.

Лига Наций

Фактическим последствием Версальской международной конференции стало появление новой международной организации. Проблемы сфер влияния и количества членов новой международной организации привели к серьезным дискуссиям на конференции. Предварительно Лига Наций образовывалась с задачами защиты мира и недопущения новой войны на базе формирования международного сотрудничества.

Однако в ходе работы конференции стало ясно, что есть несколько достаточно противоречивых проблем создания и функционирования Лиги Наций.

Проект новой международной организации от Франции носил явный антигерманский характер и учитывал содержание документов Версальской мирной конференции. При этом сама Германия не имела права числиться в этой структуре. При Лиге предусматривалось создание международных войск и генерального штаба.

То есть Франция выступала за создание реальных структур, которые сумели бы обеспечить реализацию решений Лиги Наций. Однако подобный проект не привлекал ведущих союзников страны - ни Англию, ни США - их проекты были более умеренными.

Английский проект имел только некоторую схему арбитража в сфере взаимодействия больших государств, которые соединялись в союз. Его задачей становится предупреждение неожиданного нападения одного из членов объединения на другого. Англичане считали, что это даст возможность сберечь их немалые колониальные владения.

Американский проект увеличивал число членов в Лиге за счет более мелких государств. Начинал работать принцип обязательств территориального единства и политической суверенности любого члена организации. Однако возможность изменения имеющихся государственных формирований и их границ разрешалась, при условии, что 75% членов Лиги увидят их не отвечающими текущим национальным обстоятельствам и принципам суверенности наций.

В результате этот документ был соглашением между США и Англией и отражал их интересы и понимание развития мира. Главными задачами Лиги Наций становились противоборство войне и сохранение текущего миропорядка.

Устав

Лига Нации явно создавалась с учетом текущей международной обстановки и решений Версальской конференции. Первая статья документа устанавливала членство в ней. В Лиге было три вида стран:

  • государства-учредители, утвердившие Устав как часть мирного соглашения об окончании войны, это были участвовавшие войне страны;
  • государства, не принимавшие участия в войне (тринадцать государств Европы, Латинской Америки и Персия);
  • остальные страны, принимаемые в Лигу наций путем общего голосования.

Органы Лиги

Ведущими органами организации были Ассамблея - общее собрание, Совет - текущий исполнительный орган и постоянный Секретариат.

Первая структура собиралась один раз в текущий год и могла подвергать анализу все вопросы, относящиеся к текущему положению и следованию договорам.

Второй орган Лиги состоял из неизменных представителей пяти ведущих держав и четырех переменных. Совет обязан заседать один раза в год и изучить большой перечень вопросов, входивших в сферу работу Лиги.

Секретариат, подчиняясь регламентации, находился в Женеве. Он состоял из нескольких сотрудников и вел текущую работу Лиги Наций.

Вашингтонский саммит 1921-1922 гг.

Руководители азиатских и европейских стран, имеющих в акватории Тихого океана, решали целый ряд вопросов, накопившихся за бурные годы второй половины 10-х гг. ХХ в.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в Вашингтоне. Проигравшая в войне Германия и Советская Россия на конференцию не приглашались. Но представители этих стран вели неформальные переговоры по интересующих их вопросам.

На конференции был подписан ряд важных юридических соглашений.

Один из главных договоров заключался в соглашении о сохранении колониальных владений в свете происходящих изменений. Были отменены прежние договора и подписаны новые, свидетельствующие о росте влияния США, Японии и отчасти Китая.

Другим договором, определившим обстановку в мире последующие годы, стало соглашение о сдерживании морских вооружений. Оно определило перечень государств, имеющих право приоритетного развития ВМС, их удельный вес в этом процессе и предельные размеры военных судов. Одновременно было запрещено строить большие объемы военных судов и укрепленных приморских строений.

Конференция в столице США продолжила и во многом модифицировала договоренности Версальской конференции.

Неустойчивость системы

Международные соглашения, принятые за несколько послевоенных лет, зафиксировали создавшееся положение, отметили пути и масштабы дальнейшего развития и, в конечном итоге, стабилизировали на какое-то время международную обстановку. Однако это принесло только временную стабилизацию, поскольку система получилась неустойчивой и неэффективной. Причин таких последствий несколько:

  1. Версальская мирная конференция охватила только часть государств, особенно негативно сказалось отсутствие СССР и США - это две большие страны, без них сохранение положения в Европе было невозможным.
  2. Сама система находилась в неустойчивом положении. Противоречия между Англией и Францией, приниженное положение Германии, новые государства, не вписывающиеся в прежнюю структуру - все это должно было рано или поздно сказаться.
  3. Серьезным недостатком системы был зафиксированный в ней принцип экономической деятельности европейских государств. Возникшее разделение серьезно уничтожало экономические связи в регионах Европе. Единый рынок был разбит не десятки мелких, нейтрализовать эту проблему таки не удалось. Европа была не способной к принятию общих решений по хозяйственным вопросам. А глобальный экономический кризис в середине межвоенной эпохи способствовал к сильному падению отношений между странами.

Всё это вместе с серьезными внутренними проблемами многих государств повергло в крах существующую систему Версальской конференции. Кроме того, события привели к очередной мировой войне, в этот раз еще более масштабной.

Положение Германии и СССР

Версальско-Вашингтонская конференция принесла столь нужный, но очень неустойчивый и несправедливый мир. По результатам Версальского соглашения два крупных государства - Германия и Советская Россия - были потерпевшими, что привело к обоюдному сближению двух государств. Германия создала на территории СССР незаконную боевую технику и учила свои кадры военных. СССР формально получил статус значительного европейского государства (1922 г.), в итоге его были вынуждены постепенно признать также государства Антанты, в противном случае Германия одна бы обладала особым положением в торговых отношениях с Россией.

Обе страны считали решения Версальской конференции несправедливыми. Государства Антанты сбросили с себя любую ответственность за прошедшую войну, хотя на практике это была совокупная европейская проблема, и вина за кровопролитие была на всех воюющих сторонах.

Значительный объем репараций, потребованный с Германии, способствовал инфляции и обеднению серьезных слоев местного населения. Фактически, из-за этого появился который сформулировал популистские призывы реванша.

Лига Наций, начавшая работать в начале 1920 г., контролировалась Антантой. Не остановив нападение Франции на Германию (захват Рурского бассейна в 1923 г.), Лига Наций потеряла свой авторитет и способность глушить более крупные конфликты этих лет, и, в конечном итоге, оказалась не способна остановить новую мировую войну.

Результаты

Итоги Версальско-Вашингтонской конференции были значительными. Новая межвоенная система всемирных отношений - миропорядок, база которого была основана Версальским соглашением 1919 г., а также целым рядом юридических документов между странами. Европейская составная существующей системы (иначе - Версальская) в немалой мере была создана под влиянием интересов и положения стран-победительниц при игнорировании интересов проигравших и вновь созданных государств (только в Европе - девять стран), что делало эту структуру чувствительной к развалу, в том числе из-за требований к ее реформированию, и не допускало продолжительного постоянства в мировых делах.

Отрицательный ответ Соединенных Штатов на вопрос о работе в существующей системе, обособленность Советской России и антигерманская нацеленность делали из нее в плохо устойчивую и не узконаправленную машину. Из-за этого все больше росла возможность нового мирового конфликта в скором времени. Соединенные Штаты стали державной страной и ломали текущие порядки. Трудные для Германии пункты Версальского мира (объем репараций и пр.) оскорбили население и возбудили реваншистские эмоциональные тенденции, которые вылились в одну из причин захвата власти фашистами, начавшими новую кровопролитную мировую войну.

Вашингтонская военно-политическая система, обхватывающая регион Тихого океана, была намного более значительным равновесием, но тоже была не идеальной. Ее нестабильность обусловливали расплывчатость политического формирования Китая, военный характер внешнеполитического развития Японии, изоляционизм политики США и прочие важные факторы.

Еще одним типичным признаком появившейся Версальской системы была антисоветская устремленность. Во многих пунктах за дипломатической вежливостью проявлялась кровожадность стран к Советской России.

Наиболее крупную прибыль от созданной Версальской системы обрели Англия, Франция и США. В тот период в России продолжалась гражданская война, в ней выиграли коммунисты. Поначалу они пытались устанавливать дипломатические связи с соседним Афганистаном, с недавно возникшими странами Прибалтики и Финляндией. Была попытка улучшить дипломатические отношения с враждебной Польшей, но Пилсудский осуществлял откровенно антисоветские действия, польская армия оказалась на территории соседней Украины. В ответ коммунистическая Россия постаралась снова присоединить две эти части бывшей царской России, но поляки оказали сопротивлении и СССР потерпели серьезное поражение, в итоге этого большевистское правительство вынуждено было договориться с Польшей. Эта страна оставила за собой часть советской территории.

Договоры, подписанные в послевоенный период, происходили из-за ряда проблем в содержании соглашений, нацеленных на ликвидацию противоречий в отдельных регионах Земли. В этом отношении Вашингтон был одновременно как следующей частью Версаля, так и началом его изменения. Хотя система, созданная в ходе Версальско-Вашингтонской конференции, весьма быстро показала свою недееспособность, она всё же содействовала пусть и временной, но всё же стабилизации.

Дальше мировой порядок снова пошатнулся. В этот раз не менее значительно. Через поколение (даже немного меньше) грянула новая война, снова Германия стала агрессором. Снова Советская Россия выступила против. "Новый порядок" рухнул. Мир застыл в ожидании, но война оказалась значительной, хотя никто и не ожидал повторения ужасов Первой мировой. Версальско-Вашингтонская система рухнула, и навсегда. После установления мира уже совсем другие люди вершили мировой правопорядок.

1-ая мировая нанесла серьезный удар по множеству стран - потери были очень велики, восстановление населения шло медленно, между вчерашними врагами сохранялись натянутые отношения. Особенно остры были противоречия между четверкой ведущих стран мира - Францией, США, Англией и Японией. Причиной этих противоречий был раздел и силы морского флота.

Отношения между этими странами накалялись все сильнее, все явственно ощущали, что еще несколько лет - и новая война станет неминуемой. Тогда и было принято решение созвать конференцию, на которой все противоречия будут оговорены и страны-противники смогут прийти к взаимовыгодному решению, что предотвратит конфликт.

Местом были выбраны США, и в их столице и была созвана Вашингтонская конференция 1921 года.

Следует отметить следующее: Вашингтонская конференция созывалась именно по инициативе Соединенных Штатов - они рассчитывали добиться заключения благоприятных для себя договоров. Официально главной целью конференции была остановка движения народов Советского союза и зависимых стран. Что примечательно, правительство Советского Союза не было приглашено на конференцию, а когда делегация была отправлена в Вашингтон, ей было отказано в допуске на конференцию.

С ноября 1921 по февраль 1922 проходила Вашингтонская конференция, и ее решения были очень важны для всего мира. Особенно значимыми были три договора: "договор четырех", "договор девяти" и "договор пяти".

Вашингтонская конференция подписала "договор четырех" 13 декабря 21-го года. В этом договоре, как можно понять из названия, участвовали четыре державы: США, Франция, Англия и Япония. Сутью данного договора является согласие всех четырех стран совместно защищать оговоренные территориальные права на Тихий океан. Кроме того, "договор четырех" оговаривал разрыв англо-японского союза, длившегося с 1902 года. Разорван этот союз был за счет ощутимого давления со стороны США, так как союз Англии и Японии был направлен против некоторых планов США.

"Договор пяти" Вашингтонская конференция приняла непосредственно перед своим завершением - 1922 года. Этот договор также имеет второе название - Вашингтонский морской договор. В нем участвовали следующие державы: Франция, США, Япония, Великобритания и Италия. Данный договор оговаривал необходимость ограничения морских вооруженных сил всех участвующих в нем стран. Согласно морскому договору, преимущество по силам морского флота получали США.

Помимо США, некоторые преимущества посредством этого договора обеспечили себе Япония и Великобритания. Так, Великобританией и США были даны Японии обязательства не сооружать баз в Тихом океане восточнее 110 меридиана восточной долготы. А Великобритания сохранила свое фактическое преимущество благодаря тому, что тоннаж военно-морского флота не был ограничен.

"Договор девяти" Вашингтонская конференция приняла одновременно с "договором пяти". В этом договоре участвовали следующие страны: Франция, Бельгия, США, Великобритании, Япония, Нидерланды, Италия, Португалия и Китай. Согласно этому договору, все страны, участвующие в нем, получали равные возможности, а Китай становился страной, которой могли пользоваться все (а не только Япония, как было задумано ранее). Япония же обязалась отказаться от предъявления Китаю "Двадцати одного требования".

Только вот права Китая при были несколько ущемлены: из него были выведены не все японские войска, а на сам Китай был наложен особый таможенный тариф, укрепляющий его (Китая) неравноправие.

Американское правительство строило планы относительно захвата лучших позиций на КВЖД, но, благодаря сопротивлению ущемленного в своих правах Китая и обиженного Советского союза, планы эти реализовать не удалось.

Вашингтонская конференция фиксировала установившееся к этому времени новое соотношение сил на Тихом океане. Решения конференции, дополнив и частично изменив Парижские договоры 1919 - 1920 гг., составили так называемую Версальско-Ва- шингтонскую систему.

Заключенные в Вашингтоне соглашения отвечали в первую очередь интересам Соединенных Штатов Америки. Япония сделала ряд вынужденных уступок: важнейшей из них был отказ от Шаньдуна, хотя ей удалось сохранить сильные военно-морские базы в западной части Тихого океана и южной части Северо- Восточного Китая. Расторжение англо-японского союза также было поражением Японии.

Отступление Японии было вызвано не только американо-английским давлением. Немалое значение имели разгром белогвардейской контрреволюции и успешное развитие борьбы с японской интервенцией на Советском Дальнем Востоке, а также развертывающееся национально-освободительное движение китайского народа. Ослабление внешнеполитических позиций Японии было связано и с обострением внутренней обстановки в стране.

Наиболее ощутимыми итоги Вашингтонской конференции оказались для Китая. Договор девяти держав закреплял его положение как неравноправной, полуколониальной страны. После конференции империалистические державы усилили борьбу против освободительного движения китайского народа, стремясь сохранить и упрочить свое господство в этой стране. Вашингтонский договор был направлен и против Советского государства. Решения конференции давали простор для консолидации единого антисоветского фронта, распространения на Дальний Восток «барьера из колючей проволоки».

Еще по теме ИТОГИ ВАШИНГТОНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ:

  1. ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И СЪЕЗД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
  2. АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ И ЯПОНОАМЕРИКАНСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ HA ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И ТИХОМ ОКЕАНЕ. ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
  3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919-1920 гг. И ВеРсальскИй мИРный дОГОВОР 1919 г.

Версальско-Вашингтонская система была окончательно оформлена в ходе конференции, проходившей в столице Соединенных Штатов с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922 г. Она зафиксировала соотношение сил между державами на Дальнем Востоке, сложившееся после Первой мировой войны. Ряд важных пунктов касался ситуации на море.

В работе конференции участвовали США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия; присутствовали также делегаты от британских доминионов и делегат, выступавший от имени Индии. Конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана.

Советское правительство, не получившее приглашения, заявило протест против устранения одной из главных тихоокеанских держав, а 8 декабря 1921 г. направило протест против обсуждения на конференции вопроса о Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), «касающегося исключительно Китая и России». В декабре 1921 г. в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.

13 декабря 1921 г. на Вашингтонской конференции был подписан договор между четырьмя державами - США, Великобританией, Францией и Японией - о совместной защите их территориальных прав на Тихом океане. Договор предусматривал ликвидацию англо-японского союза (1902), направленного против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Кстати, против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия), опасавшиеся усиления Японии. Вообще, условия Версальского мира, по которым Япония получила германские владения в Микронезии, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова, поставили некоторые английские доминионы едва ли не в худшее положение, чем до Первой мировой войны.

Затем, 6 февраля 1922 г., был подписан договор пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, изменивший соотношение последних в пользу США. Америка, в частности, опасалась, что дальнейшее строительство гигантских кораблей сделает необходимыми масштабные работы по расширению и без того потребовавшего немалых сил и средств Панамского канала.

Подписав договор, Великобритания подтвердила отказ от безусловного преобладания на море пресловутого принципа «Two powers Standart» («Стандарт двух сил»), по которому военный флот Англии должен быть равен общим силам двух сильнейших в мире флотов. Договор устанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США - 5, Великобритания - 5, Япония - 3, Франция - 1,75, Италия - 1,75. Устанавливался также тоннаж авианосцев: 135 тысяч тонн для США и Великобритании, 81 тысяча тонн для Японии и по 60 тысяч тонн для Италии и Франции.


Острая борьба развернулась вокруг вопроса о подводном флоте, который особенно интересовал европейские державы. Франция потребовала возможности значительного увеличения числа подводных лодок. На это Великобритания выразила резкий протест, утверждая, что французский подводный флот после разгрома Германии может быть направлен только против Британии, в большой степени зависящей от подвоза ресурсов из колоний. Англию поддержала и Италия. В результате английские представители предложили вовсе уничтожить подводные лодки, но это предложение не было принято.

Общий тоннаж военно-морского флота держав в результате не ограничивался, и фактическое превосходство флота Великобритании, таким образом, пока что сохранялось.

Япония добилась обязательства американского и английского правительств не сооружать новых баз на островах Тихого океана к востоку от 110-го меридиана восточной долготы (за исключением островов у побережья США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов); таким образом Япония обеспечила себе серьезные стратегические преимущества в этом районе.

6 февраля 1922 г. был подписан и договор девяти держав (США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и Китая). Он предоставлял подписавшим его государствам равные возможности в Китае в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае в целях получения специальных прав и привилегий, которые могли нанести ущерб правам и интересам других государств - участников договора. Китай рассматривался как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Договор соответствовал американской политике «открытых дверей», при помощи которой США рассчитывали вытеснить своих конкурентов из Китая. Еще раньше, 4 февраля 1922 г., Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «21-го требования» Японии (о назначении японских советников при китайском правительстве и пр.). Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с договором девяти держав 6 февраля 1922 г. был подписан трактат о китайском таможенном тарифе, закреплявший таможенное неравноправие Китая.

Вашингтонская конференция не внесла изменений в существовавшее в то время положение на КВЖД. В результате решительных протестов правительств РСФСР и Китая, а также разногласий среди участников конференции американский план захвата господствующих позиций на КВЖД под видом ее «интернационализации» не был принят.

Решения, достигнутые на Вашингтонской конференции, завершили происходивший после Первой мировой войны передел колониальных владений и сфер влияния государств на Тихом океане и Дальнем Востоке. Вместе с тем равновесие, которое предусматривалось заключенными договорами, было неустойчивым. Уже по ходу переговоров в Вашингтоне США заявили о недостаточности японских уступок в Китае; в свою очередь Япония сразу же после конференции встала на путь пересмотра ее решений.

На Парижской мирной конференции были затронуты далеко не все проблемы международных отношений на Дальнем Востоке и урегулирование в этом регионе не было проведено в соответствии с новым соотношением сил, сложившимся после Первой мировой войны.

Как уже отмечалось, США вышли из войны значительно усилившимися в связи с чем существенно возросли и их претензии на лидирующее положение в мире. Однако Парижская мирная конференция не оправдала их надежд: стремление американской дипломатии играть главную роль в решении международных проблем встретило активное сопротивление со стороны Великобритании, Франции и Японии. Таким образом, Соединенным Штатам не удалось получить свободного доступа на территории колониальных владений других держав и добиться доминирования на морях, а Устав Лиги Наций не обеспечил им руководящей роли в рамках этой международной организации.

В то же время Версальская система предоставляла большие преимущества Японии – главному сопернику США на Дальнем Востоке, что не могло не вызвать сильного беспокойства в американских правящих кругах. Версальская система не ликвидировала англо-японский морской союз, созданный в свое время против России, Германии и США. В Соединенных Штатах хорошо понимали истинную сущность данного союза. Видный американский политический деятель того времени сенатор Лодж говорил в 1922 г., что “англо-японский союз представляет собой наиболее опасный элемент в наших взаимоотношениях с Дальним Востоком и Тихим океаном…, он вызывает растущую тревогу не только в США, но и в Канаде… Он поддерживает в Японии военный дух и ее приготовления на суше и на море к новым конфликтам”.

В целом, передел мира, фактически осуществленный на Парижской конференции, нельзя было считать законченным без хотя бы временного урегулирования дальневосточных проблем. В связи с этим практически сразу после подписания мирных договоров с Германией и ее союзниками в руководстве США стали возникать планы созыва новой международной конференции, которая могла бы пересмотреть некоторые решения, принятые союзниками в Париже, в пользу Соединенных Штатов. Отметим также, что необходимость урегулирования отношений с Японией была обусловлена и внутриполитическими проблемами в США, связанными с борьбой правящей республиканской партии против демократов: после президентских выборов 1920 г. в США победившая республиканская партия заявила о намерении принять меры для сокращения вооружения и, соответственно, определенного сокращения налогов.

Япония также искала возможности мирного решения своих противоречий с американцами т.к. под давлением английской конкуренции и сопротивления руководства и общественного мнения Китая японская торговля в Китае сократилась, интервенция в Сибири и на советском Дальнем Востоке становилась все более безнадежным делом, плохо отражавшемся на состоянии японского бюджета.

Заинтересованность в разрешении некоторых проблем во взаимоотношениях держав на Дальнем Востоке, а также проблем, связанных с морскими вооружениями проявила и Великобритания. В марте 1921 г. министр военно-морского флота Англии лорд Ли выступил с речью, в которой предложил установить паритет между флотами Англии и США, заключив соответствующее соглашение на этот счет. Через месяц лорд Ли довел до сведения американского правительства, что Англия “готова отказаться от традиционной политики содержания флота, равного двум другим сильнейшим в мире флотам, и договориться с США о равенстве этих флотов”. Англия при этом предлагала гарантировать безопасность США в Атлантике с тем, чтобы американцы имели возможность сконцентрировать свой флот в Тихом океане.

В ходе последовавших англо-американских переговоров США выдвинули предложение о ликвидации англо-японского союза. Попытки английских представителей найти компромиссное решение этого вопроса не имели успеха. Для давления на Англию американская дипломатия использовала Канаду: канадский премьер Мейген выступил с предложением о заключении договора 4-х держав (США, Великобритании, Франции и Японии) взамен англо-японского морского союза. Летом 1921 г. США использовали для давления на Англию ирландскую проблему. В связи с обсуждением в конгрессе вопроса о признании Ирландской республики, государственный секретарь США Юз заявил английскому послу, что решение конгресса будет зависеть от характера взаимоотношений между Англией и Японией. В создавшихся условиях британским дипломатам пришлось уступить.

В июле 1921 г. английское правительство рекомендовало президенту США Гардингу взять на себя инициативу созыва конференции для обсуждения вопроса о морских вооружениях, а также дальневосточного и тихоокеанского вопросов. 10 июля госсекретарь США Юз выступил с официальным предложением созвать международную конференцию в Вашингтоне.

Конференция открылась 12 ноября 1921 г. в составе представителей США, Англии, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии, Китая. Английские доминионы и Индия имели самостоятельное представительство на конференции. Официальная повестка дня включала следующие пункты: 1) ограничение морских вооружений; 2) урегулирование тихоокеанского и дальневосточного вопросов. Вопрос об англо-японском союзе не значился в повестке, тем не менее, он являлся одной из главных проблем конференции т.к. без его разрешения практически невозможно было прийти к соглашению по другим вопросам.

10 декабря 1921 г. американский представитель сенатор Лодж огласил проект договора 4-х держав - США, Великобритании, Франции и Японии – о взаимной гарантии неприкосновенности островных владений на Тихом океане. Попытки Италии добиться участия в договоре были решительно отвергнуты, а сам проект был одобрен практически без обсуждения.

Соглашение 4-х держав было достигнуто в результате длительной закулисной борьбы. Переговоры об этом соглашении между делегациями начались еще 1 декабря 1921 г. и велись в обстановке секретности между главами американской, английской и японской делегаций. Английская сторона вначале настаивала на заключении трехстороннего соглашения между США, Англией и Японией в замен англо-японского морского союза. Английский проект предусматривал возможность для двух договаривающихся сторон входить в военные соглашения друг с другом с условием, что эти соглашения будут носить оборонительный характер. Однако эти попытки Англии сохранить в иной форме англо-японский союз встретили сопротивление со стороны США, которые настояли на приглашении Франции к участию в соглашении. Серьезные англо-французские разногласия по поводу раздела подмандатных территорий на Ближнем Востоке, а также в германском и др. вопросах, большие размеры государственного долга Франции Соединенным Штатам давали основание американским дипломатам считать, что, привлекая Францию к этому соглашению, они усилят свои позиции по отношению к Англии и Японии.

Договор 4-х держав, подписанный 13 декабря 1921 г., явился одним из важных документов Вашингтонской конференции. Он предусматривал совместные действия участвующих в нем сторон по защите их прав и интересов на Тихом океане. В договоре указывалось, что в случае, если права этих стран “подвергнутся опасности в силу наступательных действий какой-либо державы”, то договаривающиеся стороны “войдут во взаимный, полный и откровенный обмен мнениями для того, чтобы достигнуть соглашения о наиболее действенных мерах, долженствующих быть принятыми”. В договоре предусматривалось, что после обмена ратификационными грамотами англо-японский союз потеряет свою силу.

Вынужденный отказ Англии от договора с Японией явился крупным успехом американской дипломатии, заложившим фундамент доминирования Соединенных Штатов в Тихоокеанском регионе.

Большое внимание конференция уделила проблеме морских вооружений. Гонка морских вооружений была связана, прежде всего, с положением на Дальнем Востоке. Именно здесь многие международные противоречия не были урегулированы, а некоторые из них (в основном японо-американские) достигли крайней остроты.

Американские предложения по данному вопросу были внесены на первом заседании конференции в речи Юза. Предложенный Соединенными Штатами уровень морских вооружений предусматривал установление общего принципа пропорционального соотношения тоннажа военно-морских сил крупнейших держав по важнейшим категориям судов и установление пропорциональных норм для вспомогательных боевых сил, стремясь т.о. привести соотношение сил главных морских держав в соответствие со своими интересами, закрепив его международным соглашением. Американское предложение было рассчитано на то, чтобы США, ограничивая на время гонку морских вооружений, могли добиться ликвидации преобладания английского линейного флота над американским. Кроме того, выдвигая такую программу, американская дипломатия учитывала антивоенные настроения мирового общественного мнения, пытаясь заработать на этом определенный политический капитал.

Делегатам Англии и Японии было трудно не согласиться с американской программой, к тому же Англия даже более, чем США, была заинтересована в ограничении морских вооружений. Англия имела огромный флот, содержание которого требовало больших затрат, обременительных для британской экономики. Японский делегат адмирал Като также в принципе был согласен с американскими предложениями.

Когда же конференция перешла к обсуждению конкретных вопросов сокращения флотов, то обнаружились большие разногласия. Японцы настаивали на соотношении линейных флотов Англии, США и Японии в пропорции 10:10:7 вместо предложенных Юзом 10:10:6 и соглашались отказаться от своего требования только при условии, что США не будут строить военно-морские базы на Тихом океане. Американцы в свою очередь возражали против этого требования. Франция и Италия также оспаривали некоторые положения проекта.

Совместное давление США и Англии заставило французов согласиться на предложенный размер военно-морского тоннажа. В то же время Франция категорически отказалась пойти на сокращение сухопутных вооруженных сил, чего активно добивалась Англия. Настаивая на сокращении французских сухопутных вооружений, англичане добивались ослабления позиций Франции в Европе. Соединенные Штаты были заинтересованы в сокращении сухопутных вооруженных сил в международном масштабе т.к. стремились ослабить японскую армию, хотя и не имели ничего против французской сухопутной армии, служившей в качестве своеобразного противовеса английскому влиянию в Европе.

В результате острых противоречий по вопросу об ограничении сухопутных вооружений этот вопрос был снят с обсуждения. Не было также достигнуто никакого соглашения по вопросу о регламентации подводного флота и военно-воздушных сил.

Что же касается морских вооружений, то в результате упорной борьбы 6 февраля 1922 г. между США, Британской империей, Японией, Францией и Италией было подписано соглашение об их сокращении. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещение свыше 35 тыс.т. Соглашение, получившее в литературе название “соглашение 5-ти держав”, было заключено на срок до 31 декабря 1936 г.

Соглашение 5-ти держав ознаменовало собой официальное закрепление согласия Англии на принцип паритета линейных флотов США и Англии, что указывало на значительное изменение в соотношении сил между крупнейшими мировыми державами. Однако Великобритания продолжала сохранять преимущество в сфере контроля над важнейшими морскими коммуникациями благодаря мощному крейсерскому флоту, не подвергшемуся сокращению по условиям соглашения, несмотря на все усилия американских дипломатов.

По настоянию Японии в текст соглашения был включен пункт о запрещении сооружения новых военно-морских баз на Тихом океане за исключением прибрежных о-вов США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, зоны Панамского канала, Гавайских о-вов, а также о-вов к западу от 110 меридиана. Принятием этого пункта было обусловлено согласие Японии на предложенную американцами пропорцию в соотношении линейных флотов. Япония, располагая хорошо оснащенными военными базами на своих тихоокеанских о-вах, добилась отказа США от права сооружать военные базы на Филиппинах, о-ве Гуам и Алеутских о-вах. Таким образом, США и Англия могли создавать военно-морские базы на расстоянии не ближе 5-6 тыс. км. от японских берегов. Последующие события показали, что такая ситуация обеспечила японскому флоту возможность господствовать в азиатских водах и создала основу для экспансии этой страны в Юго-Восточной Азии.

Не менее важное значение имели и соглашения Вашингтонской конференции, посвященные положению в Китае, который в свое время отказался подписать Версальский договор в связи с тем, что бывшие германские владения на его территории были переданы японцам.

Китайская делегация на конференции выдвинула программу из 10 пунктов в качестве основных принципов для обсуждения. В программе делегации ставился вопрос об уважении территориальной целостности и политической независимости Китая со стороны великих держав. Программа предусматривала, что Китай со своей стороны не будет отчуждать или сдавать в аренду какой бы то ни было державе какую либо часть своей территории. Соглашаясь с принципом “открытых дверей и равных возможностей”, представители Китая настаивали на ликвидации всех специальных прав и привилегий иностранных держав на территории страны, на возвращении Китаю бывших немецких владений, ликвидации сфер влияния, вывод иностранных войск и т.д.

Американская делегация поддержала те из требований Китая, которые можно было использовать для ликвидации монопольных позиций японцев в ряде районов Китая, в то время как Япония отказалась обсуждать эти вопросы на конференции и потребовала их рассмотрения в рамках двусторонних переговоров между Японией и Китаем. США и Англия приняли эту процедуру, но добились согласия японцев на участие своих представителей на переговорах в качестве наблюдателей.

В результате закулисной борьбы, включавшей в себя, в частности, попытки японцев сменить правительство в Пекине, 4 февраля 1922 г. между Японией и Китаем было подписано соглашение, определившее условия возращения Шаньдунской провинции, предусматривавшие, в частности отказ Японии от исключительного права предоставлять Китаю займы под обеспечение налогами и направлять своих советников и инструкторов в китайское правительство и т.д. Данное соглашение означало пересмотр постановлений Версальского договора по этому вопросу. Его можно расценивать как очевидный провал японской дипломатии и успех американской внешней политики, ослабившей в определенной степени японское влияние в Китае.

Важным документом по китайскому вопросу на конференции явился договор 9-ти держав – США, Англии, Франции, Японии, Бельгии, Италии, Голландии, Португалии и Китая, - подписанный 6 февраля 1922 г. Договор обязывал подписавшие его страны уважать суверенитет Китая, его территориальную целостность, соблюдать принцип “открытых дверей”. Договор обязывал его участников воздерживаться от использования существующей в Китае обстановки в целях получения специальных прав и преимуществ, не добиваться монополии или привилегий в какой-либо части Китая в ущерб интересам третьих стран.

Данный договор также можно отнести к достижениям американской дипломатии т.к. он препятствовал разделу Китая на сферы влияния, а следовательно ослаблял влияние Англии и Японии в регионе Дальнего Востока. Япония присоединилась к этому договору, несмотря на то, что он был направлен против ее интересов, т.к. у нее фактически не было другого выхода. Утратив безоговорочную поддержку со стороны Британии, Япония оказалась на конференции фактически в полной изоляции. Однако, подписывая договор 9-ти держав, Япония, в целом, сохраняла определенную свободу маневра, т.к. данный документ не предусматривал каких-либо мер воздействия на его нарушителей.

Подводя итоги, можно сказать, что Вашингтонская конференция фактически завершила передел мира после Первой мировой войны, установив на некоторое время новый баланс сил на Тихом океане. Решения конференции стали одной из основ послевоенного урегулирования на международной арене, составной частью Версальско-Вашингтонской системы, определившей основные тенденции и противоречия развития международных отношений почти на два десятилетия. Итоги конференции ознаменовали также значительные успехи американской дипломатии в борьбе за доминирование, по крайней мере, на Тихом океане.

Лучшие статьи по теме